Журнал «Странник» за 1860 год

26.11.2015

В руки историка-архивиста Людмилы Михайловны Захаровой попала подшивка православного журнала «Странник» за 1860 г. Некоторые статьи из этого безценного собрания, Людмила Михайловна любезно предоставила для библиотеки нашего сайта, дополнив своим предисловием. Особую актуальность представляет Письмо Трипольского митрополита Софрония к проживающему в Петербурге сирийскому иеромонаху Агапию о мученической кончине сирийских христиан в 1860 г.

 

Мой знакомый, проходя через московский двор, увидел однажды лежащие на земле, рядом с контейнером для мусора, книги, которые небрежно перебирал рабочий из Узбекистана. Книг было много, но руки знакомого были заняты личными вещами и он смог взять только две, наиболее заинтересовавшие его. Это - Священные книги Ветхого Завета в русском переводе за 1906 г. и подшивка православного журнала «Странник» за 1860 г.   Еще не так давно, в советские времена, подобные духовные издания для личной библиотеки не только на помойке, но и в букинистических книжных магазинах невозможно было найти. С какой бы радостью любой храм или духовное учебное заведение сейчас бы приняли подобный дар!

На обороте старинного переплета журнала черными чернилами сделана следующая запись: «1863 года в день Благовещения Пресвятой Владычицы Богородицы мне было очень скучно. М.Т.». Мы можем предположить, что полтора века назад неизвестный нам «М.Т.»  от скуки открыл его, пролистал несколько страничек и  не смог оторваться от душеполезного чтения, в результате которого и появилась эта запись. Примерно так  случилось и со мной. Только не от скуки, а с благоговейным чувством листала я безценную  подшивку, датированную 1860 г.  Именно этот год стал  датой рождения журнала. К сожалению, в подшивке собраны номера только  за второе полугодие -  с июля по декабрь включительно.

На обложке читаем: «Странник. Духовный учено–литературный журнал, издаваемый священником, магистром Василием Гречулевичем. 1860 г. Июль. Санкт-Петербург».   

Первый редактор и издатель его Василий Васильевич Гречулевич (1822-1885 гг), родился на украинском Подолье. После окончания С.-Петербургской духовной академии в 1847 г. ему предопределен был путь законоучителя. Первоначально – в Гатчинском сиротском институте, с принятием священного сана в 1849 г. – в Николаевском сиротском институте,  с 1860 г. –  в Императорском воспитательном обществе. В это же время он начал издавать свой журнал. 

Овдовев, прот. Василий Гречулевич в 1876 г. принял монашеский постриг с именем Виталий и вскоре был возведен в сан архимандрита; с 1879 г. – Епископ Острожский, викарий Волынской епархии (Украина), с 1882 г. и до кончины в 1885 г. - Епископ Могилевский (Белоруссия).

Основанный им в XIX веке журнал «Странник» в наступившие времена новых вольнодумных веяний, предвестников октябрьского переворота, стал  горящей свечой  Православной веры, распространявший религиозное просвещение.   В 1917 г. новой революционной  властью «Странник» был закрыт.  Возобновлен как православный историко-литературный журнал в 2008 г. в г. Смоленске. 

 

По страницам журнала «Странник» за 1860 г.

      О храме Божием:

«Без храма христианину ни жить, ни умереть невозможно; храм нужнее нам, чем наши домы; без храма Божия жители всякого селения более жалки, более несчастны, нежели человек бездомный…

В домах своих мы обыкновенно находим убежище от зноя и холода, от вьюг и непогод, вредных для нашего здоровья; а в храме Божием мы можем укрыться от геенны огненной, от холода адского, от житейских треволнений, могущих увлечь нашу душу в вечную погибель.

В домах наших приготовляется нам пища, утоляющая голод только на короткое время, и употребляемая нами для поддержания только телесной нашей жизни; а в храме Божием предлагается нам такая небесная снедь, такое небесное питие, которыми насыщается душа, и насыщается на веки для жизни блаженной…

Здесь, в храме Божием, говорят с нами великие угодники Божии примерами своей святой жизни, предлагаемые нам в церковных песнопениях, и поучают нас тому, как и мы должны угождать Господу Богу. Здесь – в храме Божием – силы небесные с нами невидимо служат и вместе замечают, кто как из нас стоит в церкви, кто как молится Богу; и наши усердные моления, наши сердечные молитвенные вздохи переносят на небо к Богу, ходатайствуя пред Ним об исполнении наших прошений. Здесь сам Бог беседует с нами, изрекая нам волю свою в писаниях св. Пророков, Апостолов, Евангелистов и Отцов церкви и научая нас, что нам в жизни полезно и что вредно…   (Из статьи прот. Иоанна Антизитрова (г.Скопин) «Поучение к простому народу по случаю сооружения и освящения нового храма в селе Невзорове». Июльский номер).        

 

     Наставления архимандрита Агапита (1805 – 1849) своим духовным чадам «мнящихся быть и почитаемых от людей великими и благородными»:

«А как многих из нас Господь спасает через скорби, то и должны быть такие люди, чрез которых бывает нам скорбь. Однакож нам не следует винить их, потому что не они навели на нас скорбь: она определена для нашего спасения самим Господом. Следовательно, мы не остались бы без скорби, когда оскорбляющих и не было».

«Занимаясь спасением своей души променяй благородство твое на рабство Иисусу Христу и будь всем слугою; не отказывайся во всякое время  послужить кому бы то ни было, не жалей ни силы, ни здоровья, ни покоя, благотвори, чем можешь, членам Христовым – всем христианам; утешь всякого, нуждающегося в твоем утешении. Смирение в том и состоит, когда человек считает себя грешнее всех, никого не унижает и не осуждает, внимает лишь себе, не ищет богатства, похвалы, славы, чести, считая себя вовсе недостойным этого; когда мужественно терпит уничижение, брань, укорение, признавая себя в сердце своем заслужившим это; когда со всеми обходится радушно и всякому готов служить с любовию; когда не видит добрых своих дел и не говорит о них без нужды»  (Из статьи Александра Соколова (г.Тверь) «Воспоминания об отце Архимандрите Агапите, настоятеле Нилостолбенской пустыни Тверской епархии». Сентябрьский номер).

 

      Описание внешнего вида Спасителя в письме иудейского проконсула Публия Лентула к сенату Римскому (при царе Ироде):

«Иисус Христос имел высокий и стройный стан; вид Его исполнен величия и сильно действует на всех; так что взирающие на Него не могут не любить Его и вместе не чувствовать особенного к Нему благоговения. Волосы Его цвета ореха созрелого, без блеска, и гладки до ушей, а от ушей до плеч и ниже кудрины и блестящи; посреди головы разделяются на две стороны по обычаю Назореев. Чело гладкое и чистое; на всем лице нет никакого пятна, и оно украшено легким румянцем, нос и уста правильны; бороду имеет такого же цвета, как и волосы на голове, густую, но недолгую, раздвоившуюся на конце. Его взгляд тих, величествен и приятен: глаза его небесного цвета, проникающие в душу и блестящие. Он весьма кроток и смирен, когда учит и увещевает, строг и величествен, когда обличает. В чертах Его выражается удивительная привлекательность, соединенная с величием. Никто не видал Его смеющимся, но часто видят Его плачущим. Рост Его высокий; руки прямые и Он часто воздевает их; плечи стройные. Говорит не много, но с важностью и каждое слово Его исполнено премудрости. Поистине сей Человек есть прекраснейший из всех человеков, и в Нем видна истина, в которой нет лести» (Из статьи прот Евфимия Остромысленского «Разговоры священника с молоканом».      Декабрьский номер).         

 

       Письмо Трипольского митрополита Софрония к проживающему в Петербурге сирийскому иеромонаху Агапию о мученической кончине сирийских христиан в 1860г.:

«При настоящих событиях в Сирии, спешу, пока еще жив, проститься с тобою, хотя и на далеком  разстоянии, а вмести и известить тебя  о тех великих бедствиях, которые по допущению Божию, отяготели под злосчастным нашим отечеством… Вражда неверных против христиан в эту пору дошла до изступленного фанатизма и грозит совершенным истреблением христианского имени.      

…Друз в битве с христианами (когда некоторые из них решили защищаться) потерял сына. Обезумев от злости и скорби, решился он, в припадке какого-то изступленного помешательства, отпраздновать сатанинскую тризну на его могиле. Для этого собрал он множество безоружных христиан различного возраста и пола, и потом, полагая каждого из них по очереди на месте, в котором убит его сын, с дикою радостию, с проклятиями и ругательствами отделял у них головы от туловищ сильным ударом ятагана.

…Между запертыми в подвале было одно знакомое тебе семейство Журжус-азиса, известное своим благочестием и гостеприимством. Как бы в отмщение за христианские его добродетели, Друзы захотели излить на него всю свою ярость. Несчастного старца посадили на землю и дали ему в руки чубук, как будто желая угостить его и доставить какое-нибудь приятное зрелище. Потом стали выводить его сыновей одного за другим  и пред глазами отца подвергать их страшным мучениям, - снимали с живых кожу, жгли и резали их по частям. Так погибло четверо из них. Когда же дошла очередь до пятого, самого старшего, мучители вырезали из плеча его кусок мяса и подали отцу, приговаривая: «Ты, кажется, давно не ел, теперь съешь это, чтобы не умереть тебе с голоду». После этого схватили они полуживого от горести и ужаса старца и умертвили его на трупах его детей. По особой милости Божией из всего этого семейства спаслись только двое: вдова Журжус-азиса и меньший сын ее.

… Христианам этих селений [Дараия и Арбин - в трех часах езды от Дамаска] жившие с ними мусульмане  предложили на выбор, или отречься от христианской веры и остаться в живых, или подвергнуться смерти. Малодушные решились на первое, чтобы спасти свою жизнь и имущество. Тогда у них отняли жен и дочерей и вместо них дали им женщин мусульманок, а отнятых христианских женщин роздали мусульманам, чтобы таким образом легче было удержать несчастных в магометанстве. Те же из христиан, которые не согласились ценою своей веры купить себе жизнь, - а их, благодарение Господу, было не мало, - претерпели мученическую кончину.  

…Были случаи, что неверные, в порыве фанатической ненависти ко всему христианскому и в особенности к кресту Господню, отпечатлевали раскаленным железом на лицах христиан это знамение нашего спасения…»  (Письмо получено иеромонахом Агапием 29 июля 1860 г. Переведено им с арабского на русский язык для редакции журнала «Странник».  Августовский номер: раздел  «Современная хроника»).    

 

     О  днях  рождения  мучеников:

«Как апостол Павел пред лицом смерти за дело Христово радовался сам  и внушал радоваться другим подвижникам веры, так и Церковь, обливаемая кровью своих мучеников, ликовала и радовалась. Смерть мучеников была для Церкви торжеством веры, победоносным свидетельством Божественной силы и истины  Христианства пред лицом язычества; а для самих мучеников – рождением их в жизнь вечную, небесную, внутренно сообразною с тою Божественною жизнию, которую живет свидетель верный, Первенец из мертвых (Апок. 1,5) Христос. Дни смерти мучеников, поэтому назывались днями рождения мучеников.

Тогда как язычник трепетал смерти, будто совершенного уничтожения или, по крайней мере, такого безотрадного существования  в баснословном виде, какое хуже земных скорбей последнего поденщика, христианин видел в смерти и преимущественно в мученической смерти за Христа приобретение (Филип. 1,21), начало новой блаженно безсмертной жизни на небесах и говорил язычнику: «Мы совершаем память святых предшественников и друзей наших, которые умерли в вере, и не только радуемся упокоению, какого они достигли, но и просим вместе, чтобы и нас Бог сподобил такой же святой кончины. Мы празднуем не день рождения, потому что он есть начало скорбей и всех искушений, а день смерти как освобождение от всех искушений. Празднуем день смерти потому, что не умирают те, которые по-видимому умирают. Смерть мучеников только скрепляла тот союз любви, которым они во имя единой веры и надежды, связаны были на земле с прочими христианами…» (Из статьи Алексея Павлова.(г.Казань). Древние христианские праздники в честь мучеников». Июльский номер).

 

Людмила Захарова, историк–архивист.