Владимир Капитонович Троицкий

   Троицкий Владимир Капитонович (1898 — 1942) родился 4 июня 1898 года[1] в селе Рудаково Тульского уезда в семье местного священника Капитона Ильича Троицкого (1862[2] — † 1914[3])  и его супруги Екатерины Семеновны (1865[4] — † 1938[5]).

   Священник Капитон происходил из рода потомственных церковнослужителей. Его  отец и дед служили дьячками в Троицкой церкви с. Афанасьево Алексинского уезда[6]. Матушка Екатерина была дочерью коллежского ассесора из Тулы, который, судя по фамилии, был выходцем из духовного сословия[7].  Семейное предание сохранило память о том, что мать Екатерины Семеновны по происхождению была немкой. О. Капитон был назначен в бедный рудаковский приход в 1887 год[8] и прослужил в нем 27 лет, вплоть до своей ранней и скоропостижной кончины[9].

   По воспоминаниям родственников, в семье отца Капитона и матушки Екатерины, родилось девять детей. Однако некоторые детки умерли[10]. Кроме Владимира в священнической семье родились: 17 февраля 1892 года дочь Елизавета, 30 декабря 1896 года — Татьяна, 30 января 1901 года — Симеон, 22 июля 1902 года — Борис и 30 декабря 1904 года — Серафим[11]. Таким образом, Владимир был старшим сыном.

   Отец Капитон был образцовым сельским пастырем. Добросовестный, скромный, сострадательный, трудолюбивый, он очень много сделал для прихода и прихожан за время своего настоятельства. К этому следует добавить очевидный педагогический талант рудаковского священника, бывало преподававшего в четырех учебных заведениях одновременно[12].  По словам его дочери Татьяны, детки бегали за ним "хвостиками".

   По воспоминаниям Татьяны Капитоновны, в доме ее родителей "богатства никогда не было". Священнический дом отличался чистотой и опрятностью, а главными украшениями его были множество святых икон и духовных книг, из которых о. Капитону удалось составить хорошую домашнюю библиотеку.

   Верной помощницей своему супругу была матушка Екатерина. Добрая и строгая одновременно, Екатерина Семеновна, любившая порядок во всем, заботливо вела небогатое хозяйство священнического дома, прекрасно готовила.

   Видя перед собой пример своих родителей, Владимир вырос человеком скромным, совестливым и небезразличным к нуждам других. От отца передались ему дар учительства и хорошие музыкальные способности.

   Для своих детей о. Капитон и м. Екатерина были не только первыми воспитателями, но и первыми учителями, так как постигать грамоту дети начинали в раннем возрасте еще в родительском доме.

   Вероятно, окончив Тульское Духовное училище, в 1912 году Владимир поступил в Тульскую Духовную семинарию[13].

   7 августа 1914 года Троицких постигло большое горе: скоропостижно от инфаркта скончался отец семейства, Капитон Ильич, страдавший наследственной сердечной болезнью[14]. Матушка Екатерина осталась с пятью детками (старшая дочь Елизавета в 1910 году вышла замуж)[15].

   По устойчивой практике того времени, приход мог бы перейти к старшему сыну покойного. Однако, преемником о. Капитона, ввиду малолетства его старшего сына Владимира (которому шел только семнадцатый год), стал его зять — сын священника из Чернского уезда, Павел Николаевич Гастев (1891- † 1937[16]) — женившейся осенью 1914 г. на второй дочери Капитона Ильича, Татьяне[17]. Просторный священнический дом в Рудаково был разделен на две половины. В левой поселились молодые Гастевы, в правой — вдова Екатерина Семеновна с детьми.

   Вероятно, Владимир Троицкий еще успел закончить семинарию. После революции, в годы Гражданской войны, будучи мобилизованным, он служил писарем в одной из частей Красной Армии в Воронеже[18].

   Предположительно в конце 1921 г. или в начале 1922 г. Владимир Капитонович женился на некоей Татьяне. После февраля 1922 г. он был рукоположен во священника к Покровской церкви с. Волковичи Алексинского уезда[19]. Жена Татьяна умерла вскоре после рождения 22 ноября 1922 г. в Волковичах их первенца Федора († 1998)[20].

 

   На дыбе лет никто пытать не станет.

   Откроюсь: рудаковская родня

   Не раз вздыхала: «Вылитый он — Таня!» —

   Жалея малолетнего меня.

 

   (Троицкий Ф. В. А я не знал ее. 04.06.96 г.)[21]

 

   В мае 1922 года в Русской Церкви возник обновленческий раскол и в том же году, в августе, в Туле была образована обновленческая епархия. Скорее всего, о. Владимир, как и большинство тульского духовенства[22], примкнул к расколу.

   Щедрое на награды Тульское обновленческое епархиальное управление неоднократно поощряло молодого священника из Волковичей. Так, 7 апреля 1924 года о. Владимир был награжден набедренником[23], а уже 10 февраля 1925 г. - скуфьею[24]. Для сравнения: отец Владимира Капитоновича, священник Капитон Троицкий, получил набедренник на девятом году священнического служения, а скуфью — только на четырнадцатом[25].

   В мае 1923 г. в Москве состоялся I обновленческий собор, на котором был разрешен второй брак для вдовых священнослужителей. Владимир Капитонович воспользовался этим и женился во второй раз  на Мерцаловой Вере Ильиничне (может быть летом 1923 г.).

   Вера родилась 3 января  1901 г. в семье священника Илии Ивановича Мерцалова (1877 – † после 1934) и его жены Анны Григорьевны (в девичестве Воскресенской,  1875 — † после 1914)[26] и доводилась Владимиру Троицкому родственницей в шестой степени (старшая сестра Владимира – Елизавета Капитоновна была замужем за дядей Веры по матери – священником с. Березовка Алексинского уезда Алексеем Григорьевичем Воскресенским[27]). В 1918 г. она закончила Тульское Епархиальное женское училище[28], дававшее аттестат на звание домашней и сельской учительницы.

   20 апреля 1924 г. родился их первый общий ребенок – Георгий († 04. 10. 1977), а в 1930 г. еще сын Владимир († 2006).  

   Инициированный советской властью обновленческий раскол в начале своего существования всемерно поощрялся правительством. Однако ситуация существенно изменилась в конце 20-х годов в связи с изданием в 1927 году Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Старогородским)  так называемой Декларации. После ее издания власти перестали поддерживать обновленчество. Это и явилось причиной того, что репрессии конца 20-х  и 30-х годов коснулись уже в одинаковой степени, как православных, так и обновленцев.

   В 1929 году антирелигиозные гонения, не затихавшие вполне и раньше,  усилились. «Постановление ВЦИК СССР "О религиозных объединениях" от 8 апреля 1929 г. и октябрьская (1929 г.) инструкция НКВД отрицали все права Церкви как юридического лица. Нововведением стала обязательная регистрация религиозных объединений и их членов, причем местные органы власти могли отказывать в регистрации и тем, и другим без каких-либо объяснений»[29].

   Таким образом, например, процедура закрытия храмов  значительно упростилась. Для этого было достаточно под разными предлогами удалить служащего священника и отказать в регистрации новоназначенного священнослужителя. Схема была отработана. Священник облагался в индивидуальном порядке огромным налогом или так называемым «твердым заданием» (разновидность натуральной подати). За их неуплату полагалось наказание (конфискация имущества, исправительно-трудовые работы и др.), имевшее целью «выжить» священника с прихода. Храм, в котором не совершаются службы, то есть не используемый по назначению церковной общиной, подлежал закрытию. Покровская церковь в Волковичах разделила печальную участь многих храмов.

   Сведения о том, как жила семья Троицких в Волковичах, крайне скудны. Известно, что с самого начала семья священника Владимира Троицкого принадлежала к числу лишенцев: он как священнослужитель, а Вера Ильинична как его жена и как живущая на иждивении лишенца[30]. Жили очень бедно. Старший сын о. Владимира — Федор — спустя много лет вспоминал: «никаких сведений и о деде, и <об> отце в семье не было. Раннее детство помню плохо. В Волковичах наш дом стоял вблизи дороги и отлого<го> оврага. Наверное, был и сад за домом … Дом был, конечно, не наш, общинный, поповский. Где-то неподалеку была церковь. О ней ничего не помню. Не помню и отца в поповской одежде.»[31] В Волковичах, а потом в Искани семью о. Владимира посещала его мать Екатерина Семеновна.

   Летом 1929 г. семья переехала в Искань, может быть потому, что выселили из церковного дома в Волковичах. Там они прожили недолго — лето и осень. В Искани, вероятно, из-за невыполнения непомерного налога, их «раскулачили» - конфисковали фанерный шкаф и корову. Что произошло дальше — точно неизвестно, но церковь в Волковичах вскоре закрыли.

 

   Был вандализм жестокий, планомерный:

   Громили церкви — красоту земли.

   Нас «раскулачили»: забрали шкаф фанерный

   И на убой корову увели.

 

   А мы такие были богатеи:

   Ни дома своего и ни двора,

   Помимо шкафа  тощего имели

   Сундук, считай — на дне всего добра.

 

   Но поп есть поп. Мать залилась слезами,

   И вторя ей, ревели брат и я.

   Закрыли храм. Отец не мог быть с нами.

   Осиротела без него семья.

 

   На долго ли? Не ждали мы участья.

   «Попу — конец!» - пропели петухи.

   У наковальни перед новой властью

   Отец весь год замаливал грехи.

 

   Погиб в войну. А храм еще не древний,

   Но перенесший столько злых обид,

   Слепой, щербатый, на краю деревни

   Укором тому времени стоит.

 

   (Троицкий Ф. В. На краю деревни. 1994 г.)[32]

 

   Осенью 1929 г. семья Троицких была вынуждена разделиться: Владимир Капитонович уехал в Рудаково, где стал работать в кузнице своего младшего брата Бориса, а Вера Ильинична с детьми переехала в Шульгино к своим родителям.

   Кузница в Рудаково, построенная в годы НЭПа Борисом Капитоновичем, находилась в саду, ниже священнического дома. В ней ковали ключи для новостроек Тулы. Проработав там молотобойцем около года, о. Владимир так и остался для властей «социально-чуждым элементом». Сан священника и напрямую связанное с ним лишение гражданских прав[33], не позволяли устроиться на какую-либо работу, чтобы обезпечить  семью.

   Было принято решение отказаться от священного сана. Произошло это, вероятно, осенью 1930 года на сельском сходе в соседней с Рудаково деревне Овсянниково[34]. В связи с этим, очевидно, Владимир Капитонович был восстановлен в гражданских правах, так как вскоре получил место учителя в д. Оленино под Тулой.

   Семья наконец-то соединилась. В 1931 г. Владимир и Вера Троицкая получили место учителей в школе д. Прудки Лаптевского района. Там семья прожила год. Федор Троицкий вспоминал: «после Прудков мы жили на выселках. Там была речка … , мельница. Жили в бане, неподалеку от бучила, ниже плотины. Небольшой поселок, то ли коммуна, то ли кооператив. Отец работал. Помню: лошадь и косилка. Косили клевер …»[35]

 

   Шел довоенный 33-й год.

   И взрослому не в радость недород,

   А для детей был сущею бедой —

   Хлеб из муки с крапивой, с лебедой …

 

   Отец раз в месяц ездил за пайком,

   Его встречать бежали босиком …

 

   (Троицкий Ф. В. Счастливей не было поры. 1984 г.)[36]

 

   В 1934 – 38 гг. супруги работали учителями в школе с. Майорово. А в августе 1938 г. перебрались в с. Хотушь Ясногорского района, так как Владимир Капитонович поступил на заочный литературный факультет Московского педагогического института, а в Хотуше была средняя школа. Там он преподавал русский язык и литературу, вел хоровой кружок.

   Владимир Капитонович прекрасно знал русскую литературу и с душой относился к своей работе, ученики его очень любили. Вера Ильинична также работала в Хотушской школе.

 

   Памяти отца моего

 

   Ты все реже снишься. Жизнь иная

   У меня на этом берегу.

   Я тебя стихами поминаю,

   Без затей, но честно, как могу.

 

   Пред войной ты вдруг сошел на землю,

   До того витая в облаках,

   Как ребенок, радугу приемля,

   Был готов ходить и на руках.

 

   Каюсь, виноват. Схватил я камень.

   Ведь не знал, побаской увлечен:

   На селе дружил ты с мужиками.

   А они-то знали, что почем!

 

   (Троицкий Ф. В. 1994 г.)[37]

 

   22 июня 1941 года началась война и в январе 1942 г. Владимир Троицкий был мобилизован в действующую армию.

 

   В январе отец был взят в солдаты.

   Мама с просьбой, дав мне в ужин щей:

   «Доберись до Облвоенкомата,

   Может, что осталось из вещей!»

 

   На «кукушку» - никакой надежды.

   И пришлось по шпалам изутра …

   А, придя, узнал: в своей одежде

   На Москву отправились вчера.

 

   (Троицкий Ф. В. По шпалам. 25.10.95 г.)[38]

 

   На фронте в феврале 1942 г., в одном из первых боев он и погиб. Ни обстоятельства смерти, ни место захоронения Владимира Капитоновича точно не известны. По официальным данным из Центрального архива Министерства обороны РФ, он числится пропавшим без вести. О его смерти вдова и дети узнали лишь после войны от односельчанина — очевидца случившегося.

 

   Долго во сне в гимнастерке солдатской

   Сыну являлся он, будто живой,

   Будто бы не был убит под Можайском

   В первом бою той зимой роковой.

 

   Сын все надеялся, вот возвратится

   С доброй улыбкой, приветливый, свой.

   Нет об отце ожиданьям не сбыться:

   Был он убит той зимой роковой.

 

   Как же не ждать?! Ведь пропавшим безвестно

   Числился он… Может был и живой?..

   После войны лишь узнали то место,

   Где был убит той зимой роковой.

 

   Мир благодарен Великой Победе.

   Старится сын, поседел головой.

   Внукам хранить теперь память о деде,

   Насмерть стоявшем зимой роковой.

 

   (Троицкий Ф. В. Зимой роковой. 1981 г.)[39]

 

   Вера Ильинична осталась с детьми одна. Старший Федор был комиссован из-за плохого зрения, но часто привлекался к работе на трудовом фронте, средний – Георгий с ноября 1942 г. до конца войны воевал, дошел до Вены, имел боевые награды, младший – Владимир –  был при матери.

   После войны, Федор Владимирович Троицкий окончил Харьковский институт механизаторов сельского хозяйства, работал конструктором в разных НИИ. Писал лирические и сатирические стихи, публиковавшиеся с 1953 г. в областных и центральных газетах и журналах, а также отдельными книжками.

   Владимир Владимирович Троицкий, по окончании Тульского Политехнического института, работал инженером-конструктором в ОКБ-1, более известном как ОКБ Королева[40].

   Георгий Владимирович Троицкий, вернувшись после войны в Хотушь, женился на одной из бывших учениц своего отца — Григоровой Ольге Яковлевне (09.06.1925 — †  08.12.2008)  — и пошел, как тогда говорили, «по партийной  линии». В 1953-56 гг. он учился в Тульской областной партийной школе, а в 1961 г. закончил Заочную Высшую партийную школу. Работал на ответственных партийных и руководящих должностях в Щекинском районе,  постоянно опасаясь раскрытия своего «поповского» происхождения. Однако, не был против тайного Крещения своих сыновей — Игоря (род. 05.09.1951) и Сергея (род. 24.06.1953).

   Георгий Владимирович тоже был с талантами: писал стихи, хорошо рисовал, играл на мандолине и балалайке.

   Вдова Владимира Капитоновича, Вера Ильинична Троицкая, до самой пенсии проработала в Хотушской школе учительницей русского языка и литературы. После жила у детей и родственников. Умерла летом 1976 г. и была похоронена на кладбище «Кочаки» в Щекинском районе.

 

   Горбачева (Троицкая) Анастасия Сергеевна, правнучка Троицкого Владимира Капитоновича.

   Ноябрь 2012 г., г. Щекино Тульской обл.


   Приходской совет храма Покрова Пресвятой Богородицы с.Волковичи выражает искреннюю благодарность Анастасии Сергеевне Горбачевой (Троицкой) за любезно предоставленный ценный материал.



[1]    ГАУ ТО «Государственный архив», ф. 3, оп. 17, д. 1039, л. 115.

[2]    ГАУ ТО «Государственный архив», ф. 3, оп. 17, д. 1025, л. 98 об.

[3]    Тульские Епархиальные Ведомости, 1-8 сентября 1914 года, № 33-34, с. 360.

[4]    ГАУ ТО «Государственный архив», ф. 3, оп. 17, д. 1039, л. 115.

[5]    Троицкий Ф. В. 8 августа 1990г. - 18 июня 1995 г. [Дневник.] - Рукопись. - Архив Троицкого Г. В.

[6]    ГАУ ТО «Государственный архив», ф. 3, оп. 17, д. 40, лл. 206 об., 207 об.

[7]    ГАУ ТО «Государственный архив», ф. 3, оп. 17, д. 1025, л. 99 об.; ф. 3, оп. 17, д. 1042, т. 1, л. 54 об.

[8]    ГАУ ТО «Государственный архив», ф. 3, оп. 17, д. 1004, л. 1011 об.

[9]    Тульские Епархиальные Ведомости, 1-8 сентября 1914 года, № 33-34, с. 360.

[10]  Известно имя одного из них — Димитрий (1895-ранее 1907), ГАУ ТО «Государственный архив», ф. 3, оп. 17, д. 1004, л. 1011 об.; ф. 3, оп. 17, д. 1025, л. 99 об.

[11]  ГАУ ТО «Государственный архив», ф. 3, оп. 17, д. 1039, л. 115.

[12]

      ГАУ ТО «Государственный архив», ф. 3, оп. 17, д. 1039, л. 114 об.

[13]  ГАУ ТО «Государственный архив», ф. 3, оп. 17, д. 1039, л. 115.

[14]  Тульские Епархиальные Ведомости, 1-8 сентября 1914 года, № 33-34, с. 360.

[15]  ГАУ ТО «Государственный архив», ф. 3, оп. 17, д. 1039, л. 115.

[16]  Архив УФСБ по Тульской области. Дело № П-17848. Лл. 11, 23.

[17]  ГАУ ТО «Государственный архив», ф. 3, оп. 17, д. 1042, т. 1, лл. 53 об., 54.

[18]  Троицкий Ф. В. Жизнь наша. - Рукопись. - Архив Троицкого Г. В.

[19]  Остается до конца неясным: где принял священный сан Владимир Троицкий — в Патриаршей ли Церкви до августа 1922 г. или уже в обновленческом расколе.

[20]  Троицкий Ф. В. Жизнь наша. - Рукопись. - Архив Троицкого Г. В.

[21]  Троицкий Ф. В. Камень у дороги. Лирические стихотворения. - Тула, 1996. - 36 с. - С. 32.

[22]  В 1925 г. в обновленчестве пребывало около 86 % приходов Тульской епархии. См. Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. - М.: Крутицкое патриаршее подворье, 672 с. - С. 456. Тульские Епархиальные Ведомости (обновленческие). Март 1928 г. № 3. С. 5.

[23]  Тульские Епархиальные Ведомости (обновленческие). 1 августа 1924 г. № 1. С. 18.

[24]  Тульские Епархиальные Ведомости (обновленческие). Март 1925 г. № 2. С. 21.

[25]  ГАУ ТО «Государственный архив», ф. 3, оп. 17, д. 1025, лл. 98 об., 99, 99 об.

[26]  ГАУ ТО «Государственный архив», ф. 3, оп. 17, д. 89, лл. 432 об., 433.

[27]  ГАУ ТО «Государственный архив», ф. 3, оп. 17, д. 89, л. 339; ф. 3, оп. 17, д.  1042, т. 1, л. 55.

[28]  ГАУ ТО «Государственный архив», ф. 3, оп. 17, д. 89, л. 433.

[29]  Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917-1941. Документы и фотоматериалы. - М.: Изд. ББИ св. ап. Андрея, 1996. - 352 с. - С. 244.

[30]  Их имена есть в картотеке бывшего спецхрана Государственного архива Тульской области. Например: «Троицкий Владимир Капитонович     Дата документа 1927  Род документа список <на обороте>  Лишался избирательных прав по Исканскому с/с Тарусского р-на, как священник».

[31]  Троицкий Ф. В. Жизнь наша. - Рукопись. - Архив Троицкого Г. В.

[32]  Троицкий Ф. В. Покаяние на плахе. Лирические стихотворения. - Тула, 1995. - 40 с. - С. 31.

[33]  В 1930 г. Троицкий В.К. значился в списке лишенцев по Скуратовскому с\с. «Работает в частной кузнице … Лишался избирательных прав по ст. 69 «г» как служитель культа» (картотека бывшего спецхрана ГАУ ТО).

[34]  С точки зрения церковных канонов такой поступок Владимира Троицкого можно оправдать. В случае получения сана в Церкви, он должен был подвергнуться его лишению ввиду второго брака, а в случае получения сана в расколе, он и вовсе не был законным священником.

[35]  Троицкий Ф. В. Жизнь наша. - Рукопись. - Архив Троицкого Г. В.

[36]  Троицкий Ф. В. Камень у дороги. Лирические стихотворения. - Тула, 1996. - 36 с. - С. 23.

[37]  Троицкий Ф. В. Покаяние на плахе. Лирические стихотворения. - Тула, 1995. - 40 с. - С. 27.

[38]  Троицкий Ф. В. Камень у дороги. Лирические стихотворения. - Тула, 1996. - 36 с. - С. 26.

[39]  Троицкий Ф. В. Покаяние на плахе. Лирические стихотворения. - Тула, 1995. - 40 с. - С. 26.

[40]  Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С.П.Королева (ранее ОКБ-1, ЦКБЭМ, НПО «Энергия») - основана в 1946 г., одно из ведущих предприятий в ракетно-космической промышленности СССР и России, разработчик полного спектра ракетной и космической техники.