Русофобия в России: ее исследователи и критики

   На сегодняшний день в стране особенно остро встал вопрос о русофобии. Каждому человеку необходимо понять всю важность происходящей в России духовной борьбы за обладание умами и душами людей между патриотами, любящими свою страну и откровенными русофобами, её ненавидящими.

   Вначале необходимо кратко осветить историю вопроса, чтобы читателю была понятна вся суть проблемы. В России феномен русофобии возник ещё с IX века, с момента борьбы за своё существование молодого государства, какой была тогда Киевская Русь, против хазарского каганата. Противодействием этих проявлений и духовной победой над иудейской Хазарией стало принятие Русью православия. Данная проблема существовала и в период борьбы как с немецкими рыцарями, так и с половецкими и монголо-татарскими ордами.

   Позднее, во времена Царя Иоанна Грозного и в период великой смуты, борьба шла между ливонцами и поляками, которые стремились навязать России католичество. Однако все попытки закабаления страны были разбиты благодаря способности русского народа в трудные моменты своей истории объединяться.

   Но, уже в XVIII веке, после реформ Императора Петра I, происходит усиленная европеизация России и в страну стали проникать европейские идеи, охватившие двор и знать. В итоге произошёл разрыв между народом и дворянством, который усиливался до войны 1812 года с Наполеоном, но так и не был преодолён вплоть до революции 1917 года.

   Всё это время в России происходила внутренняя русофобия, которая сохранилась до сегодняшнего дня. Избавиться от многочисленных её проявлений возможно лишь вернувшись к традиционному укладу жизни и воссоздав православную империю, которая бы противостояла русофобии.

   Впервые термин "русофобия" как научное понятие ввел Ф.И. Тютчев (хотя до него об этом задумывался Пушкин). Именно он одним из первых в качестве альтернативы русофобии выдвинул идею православной империи, которая возникнет после всех катаклизмов, а также духовных, материальных и территориальных потерь, которые мы имеем сегодня.

   К подобным идеям склонялись многие единомышленники Тютчева, великие деятели русской мысли, какими были, А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, И.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин, Ф.М. Достоевский, Н.Я. Данилевский, В.И. Ламанский, Н.П. Гиляров-Платонов, Н.Н. Страхов, К.Н. Леонтьев.

   Известно, что долгое время Тютчев служил на дипломатическом поприще в Мюнхене, Генуе и Турине и вплотную мог наблюдать проявление русофобии как со стороны Запада, так и со стороны некоторых представителей русской знати и интеллигенции. Особенно она усилилась в канун и во время революций в Европе 1848-49 гг. Всё это им отображено в политических стихотворениях, статьях, в незавершённом трактате "Россия и Запад", а также в письмах.

   Тютчев на протяжении ряда лет исследовал причины подобного положения. Но в то же самое время, он первоначально считал, что та враждебность Запада по отношению к России, во многом отрезвит наших людей, негативно и предвзято относящихся к своей стране. Он ещё надеялся на то, что это влияние заставит их вернуться к своим истокам и "углубиться в самих себя".

   Однако, по прошествии лет, оценивая состояние общества после реформ 60-х годов, Тютчев видит малоподвижность изменения в общественном сознании. В 1867 году, в письме к родным, которое приводит В.В. Кожинов в своей книге "Судьба России: вчера, сегодня, завтра" (1997), поэт так оценивает русофобию самих русских: "Можно было бы дать анализ современного явления, приобретающий всё более патологический характер. Это русофобия некоторых русских людей – кстати, весьма почитаемых". Если раньше, отмечает Тютчев, эти люди критиковали эпоху Николая I за безправие и отсутствие свободы печати, то уже во время реформ Александра II, когда вроде бы в стране усиливаются и самоутверждаются свободы "нелюбовь этих господ только усиливается". А вот никакие нарушения в области правосудия и нравственности "в Европе нисколько не уменьшили их пристрастия к ней".

   Если бы я не упомянул, что это написано Тютчевым в XIX веке, едва ли кто-нибудь усомнился, что это написано сегодня...

   Наиболее же яркие примеры русофобии со стороны Запада дал друг и единомышленник Тютчева – известный славист, публицист и общественный деятель славянофильского направления XIX века, В.И. Ламанский (1833 - 1916). В работе "Об историческом изучении греко-славянского мира" он отмечал проявление русофобии по отношению к славянским народам вообще и к России в частности. В этой связи мыслитель приводит высказывание немецких учёных о русских. В одном немецком журнале, вышедшем в Австрии в начале XIX века, так описывают характер русского: "Характер русского общий всем славянам – недоверчив, обманчив, лукав, без малейшей привязанности, без религии, в высшей степени тупой и грубый, предан пьянству и разврату". Именно в этом видит Ламанский негативно-презрительное отношение "цивилизованных" немцев к русским в данном случае и к славянам в частности. Учёный также поддержал Тютчева с идеей империи в противодействии русофобии, видя в этом позитивный смысл.

   Против проявления русофобии выступил в своих политических статьях и И.С. Аксаков. В журналах славянофильского направления он также критиковал различные проявления русофобии как со стороны отдельных русских, так и со стороны Запада. В связи с этим он впервые высветил славянский, польский и еврейские вопросы, проясняя причину русофобии в прошлом веке и во многом выявил проблемы для будущих их разрешений.

   В ХХ веке русофобию критиковали В.В. Розанов, Л.А. Тихомиров, М.О. Меньшиков, В.В. Шульгин, Г.П. Федотов, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, Л.П. Карсавин, И.А. Ильин, И.Л. Солоневич, участники евразийского движения (Н.Трубецкой, П.Савицкий, Г. Вернадский, Н. Алексеев), А.Ф. Лосев, а также Л.Н. Гумилёв, А.И. Солженицин, И.Р. Шафаревич, В.В. Кожинов.

   Какова же причина ненависти к России? Основная причина как мне кажется, заключается в том, что Россия, несмотря даже на все её нынешние трудности и беды, всё же является препятствием для США и Запада в утверждении мирового порядка и антихристианских сил. И поэтому Запад продолжает вести мощное давление против усиления России, которая в случае своего могущества может предотвратить мир от полной духовной и физической катастрофы.

   Однако, опасно не только внешнее проявление русофобии, но и внутреннее. Сегодня, по сравнению даже с тем, что существовало ранее, внутренние противники России усилились, укрепились и даже захватили власть в стране. Это подтверждает и такой известный специалист в области русофобии как академик Игорь Ростиславович Шафаревич, автор одноимённого труда "Русофобия".

   Шафаревич исследовал в этой работе русофобские круги как среди российских диссидентов (А.Янов, Г.Померанц, Б.Шрагин, А. Галич), так и западных (Р.Пайпс, Ф. Хайек) и пришел к выводу, что главную роль в разжигании русофобии играет именно особая часть еврейского общества, но теперь уже под другим политическим знаменем. Теперь они подвергают резкой критике всё, что было создано прошлыми и нынешними поколениями и особенно сильно осуждают как достижения, так и недостатки сталинской эпохи. Таким образом, главная задача этих кругов – произвести разрушение государственного устройства России изнутри (в том числе и разжигание межнациональной розни в бывшем СССР и в России и, особенно против русскоязычного населения в автономных и союзных республиках). У авторов подобных статей вызывает раздражённое опасение, что наша страна будет опираться на свои исторические традиции.

   При этом для нашего будущего предлагается выбор только из двух возможностей: "демократия западного типа" и "тоталитаризм". Шафаревич считает, что в кризисный и переломный период жизни нации возникает т.н. "малый народ" – антинациональная элита, все жизненные установки которой противоположны мировоззрению остального народа. И будучи от него отрезанным, "малый народ" смотрит на всю нацию как на материал и на его обработку как на чисто техническую проблему, т.к. её решение не ограничено никакими нравственными принципами и нормами.

   В недавно вышедшей книге "Русский народ на переломе тысячелетий. Бег наперегонки со смертью", академик оценивает уже нынешнею ситуацию в стране. Как и тогда, так и сейчас, Шафаревич кроме русофобии со стороны прозападно настроенных русских видит и русофобию среди части еврейства, которое живёт в России и намеренно разрушает её изнутри. Это течение не является чисто национальным.

   В этом плане он повторяет Л.П. Карсавина, который в своей статье "Россия и евреи" говорил об ассимилированном еврействе, которому чужды не только традиционно живущие русские, но традиционалисты евреи. Этот тип не опасен в здоровой культуре, но если культура народа заболевает, то он проникает в самые её больные места и может в итоге подчинить себе народ, живущий на данной территории.

   К нему легко примыкают силы, оторванные от своего народа, враждебные любой национальной традиции и играющие колоссальную роль, особенно в средствах массовой информации по всему миру. Всякое же возражение и противление антинациональным силам, с точки зрения Шафаревича, "преподносилось как расовая ненависть по отношению к еврею как таковому".

   Далее он приводит высказывания этого круга лиц о России, которые можно озаглавить "Они о нас": "Россией привнесено в мир больше зла, чем какой-нибудь другой страной", "Собственная национальная культура совершенно чужда русскому народу", "Византийские и татарские недоделки" и т.д.

   Если раньше книги, цитаты, которые приводит академик Шафаревич, печатались в самиздате, то теперь это печатается у нас массовыми тиражами, вдалбливается через телевидение. 

   Однако это относится не только к евреям, но и к части русских, утративших свои национальные корни. Шафаревич приводит диалог Достоевского с одним западником. По какому-то поводу было сказано: народ этого не допустит. "Так устранить народ", - сказал западник спокойно и величаво. И в итоге, в начале ХХ века началось истребление народа, не хотевшего отказываться от своих традиций, которое продолжается до сих пор.

   Выход из создавшегося положения академик видит в противопоставлении национально думающих интеллектуалов русофобам всех мастей. Исходя из этого, именно им искать пути выхода из кризиса, отстоять право обсуждать любые свои проблемы, независимо от того, нравится это кому-то или нет.

   Во все времена истории России проблема русофобии существовала, но сегодняшняя ситуация в стране предполагает усиление и укрепление борьбы с подобным явлением.

Сергей Лабанов


Источник: http://www.pravoslavie.ru/

 

Из доклада «Русофобия в России, 2008»

   В современной России особенно острыми проявлениями русофобии стали: замена русского коренного населения иммигрантами; уменьшение рождаемости среди русских средствами пропаганды и субсидирования нерусских регионов за счёт русских; извращение русской истории, принижение роли русского народа в образовательных и информационных программах государства; навязывание чуждых русскому народу ценностей через систему образования и СМИ; представление России как «многонационального государства», где миссия русского народа уравнивается с ролью национальных меньшинств, самое крупное из которых не превышает 4% от численности населения страны, а все вместе взятые составляют менее 20%.

   Русских вытесняют из органов управления. Создаются повсеместно этнократические кланы во всех звеньях управления государством и в монополизированных секторах экономики. Мы не имеем права защищать свои интересы, пропагандировать русское национальное возрождение.

   Преследуют тех, кто отмечает особую роль русских в истории России, её современной жизни и определяющее значение нашего народа для будущего страны, а также участников и организаторов правозащитных мероприятий в интересах русских людей.

   Целенаправленная русофобская пропаганда, прежде всего, ориентирована на лишение нас чувства причастности к своему народу, что в дальнейшем должно привести к исчезновению его, распадению на мелкие группы с местечковым самосознанием.

   Во властных структурах России бытуют русофобские взгляды, обусловленные пренебрежением к русскому народу.

   Царит русофобия и в средствах массовой информации, особенно на ТВ, и в так называемой «правозащитной среде».

   Мощнейший заряд русофобии в системе школьного образования. Кажется, что многочисленные программы должны смягчить отношения между детьми разных народов, учащихся бок о бок в школе, но на самом деле «толерантность» всех этих программ направляется, прежде всего, на забвение русскими их собственных традиций. Продолжается ликвидация сельских школ, исчезают школы с углубленным изучением русской культуры.

   В целом мы фиксируем крайне неутешительную ситуацию. Русский народ по-прежнему является дискриминируемым большинством и лишён условий для нормального развития. Мы лишены права свободного публичного обсуждения своих проблем, формирования структур для защиты от произвола чиновников, этнобандитизма, оскорблений в СМИ, фабрикации дел против активистов русского движения.

Андрей Николаевич САВЕЛЬЕВ, Президент Русского информационного центра


Источник: http://www.russdom.ru/frontpage