Почему на Пасху не стоит ходить на кладбище

     Каждый год в день Воскресения Христова тысячи людей отправляются на кладбище, чтобы прибрать могилы и помянуть умерших. Большинство наших соотечественников идет в Светлое Христово Воскресенье на кладбище вместо посещения храма. Церковь говорит о нежелательности посещения кладбищ на Пасху не потому, что имеет что-то против усопших, а потому, что церковный устав предоставляет другие дни (родительские субботы, дни преставления, поминание годовщины со дня смерти и т.д.) для посещения кладбищ и заупокойных молитв. Иерей Виталий Свиридов в журнале «Нескучный сад» поясняет: Священноисповедник, епископ Ковровский Афанасий (Сахаров) в книге "О поминовении усопших по уставу Православной Церкви" так пишет о Пасхе: «В этот день, как и во всю светлую седмицу, нет места для рыданий о своем убожестве, для плача о грехах, для страха смерти». На пасхальном богослужении читается слово святителя Иоанна Златоуста, где говорится о том, что Христос упразднил «смерти жало». Идти в этот день на могилы значит не верить в Воскресение. Для покаяния у христиан было шесть недель Великого поста и Страстная седмица, так что люди должны радоваться в конце такого сложного пути, а не скорбеть. В советское время посещение кладбищ на Пасху объяснялось тем, что огромное количество храмов было закрыто, людям негде было помянуть близких. И вместо поминания в храме - на проскомидии, панихиде или литии - появился этот обычай, можно сказать - ритуал: поминать на кладбище, совместив память о близких со своеобразной поминальной трапезой, да еще и обязательно с напитками. Кладбище как бы заменило посещение храма. Протоиерей Димитрий Смирнов считает, что обычай ходить на Пасху на кладбище - советская традиция, которая отчасти связана с дореволюционной практикой, но она не имеет ничего общего с христианством. Он возник в Российской империи, когда большинство наших предков были крестьянами, и на богослужение ходили из деревень в сёла, где чаще всего был и храм и погост. «Населенный пункт, даже если он состоял из десяти дворов, но имел храм, назывался селом. А если было хоть тысячу дворов, но не было храма— назывался деревней. Из окрестных деревень люди приходили на Пасху в село с куличами, пасхами и яйцами. Потому что прийти в храм в Великую субботу, как мы, горожане, а потом ещё раз прийти на Пасху по грязи, которая бывает на дорогах в апреле, было невозможно! После праздничной службы священник совершал освящение пасхальной снеди. Куда с куличом идти после службы? Домой за несколько вёрст ночью? Электричества то не было! И люди шли на могилку к родственникам, даже в темноте со свечечкой они её находили.

     Что такое могилка русская? Это деревянный крестик и холмик— место, которое может играть роль стола. Из платочка вынимали кулич, яйца и пасху. Платочек служил скатертью, на него клали еду и разговлялись. И это повторялось ежегодно». Как видим, христианских корней у традиции пасхальных посещений кладбища нет. Обычай непременно ходить на Пасху на кладбище укрепился и при советской атеистической власти. «После революции священников и тех крестьян, которые эти обычаи осуществляли в течение сотен лет, перестреляли, воскресно-приходские школы закрыли, все книги сожгли, – отметил отец Димитрий. – У некоторых из них остались дети. И когда старики вымерли, эти дети из христианства забыли всё: молитвы, Евангелие, но помнили, что на Пасху они были на кладбище и там ели кулич и пасху. Таким образом возник этот советский обычай, во что бы то ни стало ходить на Пасху на кладбище. Люди думали, что это христианский обычай. Но это совсем не так». А сейчас, когда храмы открыты, эта традиция советского времени не может быть оправдана. Нужно восстановить церковную традицию: в этот день необходимо прийти в храм и прославить Светлое Христово Воскресение. Для посещения кладбищ Церковь назначает специальный день – Радоницу (от слова радость). Этот праздник совершается во вторник после пасхальной недели, т. е на 9 день. По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.) Радоница отмечалась на христианских кладбищах уже в древности: верующие приходили поделиться пасхальной радостью с родственниками. Христианин не должен углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь - жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».

 

     Нина Замотина


     Источник: http://храмсерафима.рф