Откуда берутся «православнутые»

Протоиерей Игорь Рябко

     17.08.2016

     В этой публикации я хочу поделиться с читателем размышлениями о гносеологии такого устойчивого явления как «православная сенсопатия и обсессия», т.е. расстройства чувственного познания, мышления, восприятия, навязчивые явления – все то, что нам известно больше из клинической психиатрии. И что нередко проявляется в жизни людей, которые ревностно относят себя к Православным, однако живут в параллельном, по отношении к Церкви, мире.

     Т.е. откуда берутся «православнутые» христиане, и почему это явление так живуче, несмотря на то, что Церковь эти недостатки обличает и все время с ними борется. 

     Традиция жизни во Христе подразумевает в качестве положительной динамики изменения человека под воздействием факторов, преображающих его личность. Вера, молитва, покаяние, церковные таинства, духовное чтение и размышление, аскетические усилия в синергии с Благодатью Божией меняют внутреннего человека, приобщая его к Святому Духу. Человек постепенно умирает для греха и начинает жить в Боге. Как змея, которая, проползая через узкую расщелину в камне, сдирает с себя старую кожу, так через духовную жизнь мы избавляемся от тления ветхого человека, чтобы облачиться в Нового Адама.

     Но, увы, нередко происходит противоположный процесс. Придя в Церковь, уверовав в Бога, человек начинает не себя менять, а под себя подгонять учение Церкви и ее Традицию. Он создает ложные образы того, что, как ему кажется, есть Бог, и чем по сути является жизнь христианина. Фрагменты непонятой Традиции он складывает в своем мозгу в мозаику, которая становится карикатурой на Православие. Доказать что-либо такому человеку очень сложно, потому что критически воспринять ложность своих надуманных образов, которые для него уже стали идолами, он не в состоянии. Истина для него – это им же искусственно созданная реальность, посягательство на которую есть «кощунство», «богохульство» и «предательство веры».

     Есть ли способ диагностировать эту духовную депривацию и каким-то образом квалифицировать ее отдельные проявления? Да, это возможно, поскольку человек при любых обстоятельствах остается равен самому себе, и если в нем не развиваются добродетели, то начинают преобладать грехи. Зная духовную антропологию, классификацию страстных проявлений души, мы сможем увидеть, как они реализуют себя под маской Православия.

     Магическое и оккультное мировоззрение

     Эта страсть первой вошла в душу человека. Он решил стать «как Бог» не через уподобление Богу, а путем магического изменения своих качественных характеристик. Не нужно быть послушным Богу, нужно просто знать, что в себя засунуть, что бы пробрести Его свойства. С тех пор человечество живет магией. Цивилизация, со всеми ее достижениями, это следование заповеди змия.

     Человек ищет формулы, взаимосвязи, способы воздействия на материю мира так, чтобы прогнуть ее под себя. Он ищет детерминированных механизмов воздействия на сознание себе подобных, чтобы достичь той или иной политической или экономической цели. Человек получает власть над миром не через преображения себя и мира в себе, а через подчинение себе всего и вся с помощью новейших технологий. Это широкая тема, но мы ее сузим до заявленной нами задачи. Как магия проявляется в «православнутости»? Увы, очень широко и практически повсеместно.

     Это, прежде всего, магическое восприятие таинств, которые видятся как средства для достижения психосоматического комфорта и телесного здравия. В восприятии святых и святости как филиала Министерства здравоохранения, где каждый заведует тем сектором анатомических органов, которые у него самого пострадали во время мучений в наибольшей степени. Сюда, несомненно, относятся разного рода кулончики – обереги, пояса с псалмами, святыньки, которые воспринимаются как духовно-охранительные спецсредства.

     Сюда же можно отнести языческое почитание икон, мощей и других святынь. Когда человек относится к святыне не по-православному, как учит Церковь, а ради того, чтобы выиграть духовный джек-пот. Поклонюсь, приложусь – а вдруг «повезет» и что-нибудь да станет здоровее. Логично возникает лотерейная мысль о том, что чем больше святынь будет обцеловано, тем выше математическая вероятность получить какой-нибудь, пусть и небольшой, выигрыш. Так возникает, по сути, «духовное бродяжничество» под видом благочестивых паломничеств по монастырям и другим насыщенным «духовным концентратом» местам.

     Оккультизм синергично продолжает эту магическую направленность жизни «православнутых» в форме навязчивого желания знать будущее. Гадать на картах, кофе или печени быка они, конечно же, не будут. Но с радостью и восторгом будут слушать «старцев». Старец в данном контексте – это не тот смиренный кроткий молитвенник, лик которого ласкает наш взор со святых икон. Нет, это оракул, командир, профессиональный знаток будущих событий, аналитик современных, критик и безжалостный обличитель церковных иерархов, духовенства, мирян.

     Он, как правило, посвящен во все нюансы глобальных мировых антихристианских процессов и знает мельчайшие детали апостасии. А если при этом у него еще и подрясник грязный и рваный, волосы торчком и вид немного придурковатый, то есть все шансы на то, что он будет почитаться «провославнутыми» «святым» и «праведным» без всяких надежд на апелляцию.

     Апокалиптическая литература – самый излюбленный жанр чтения для «православнутых» людей. Гороскопы и гадания они, конечно, отвергают, но вот сценарий Армагеддона на ближайший конец света идет на ура. Поэтому среди них так популярны книги «пророческие», с собранием сомнительных высказываний, приписываемых действительно святым людям, по поводу того, что ждет нас в ближайшее антихристианское время.

     Не меньшей популярностью пользуются и собрания сочинений о разного рода чудесах, записки очевидцев, которые побывали в аду или раю, с подробным описанием мельчайших деталей происходящего. Что в корне противоречит православной традиции, которая всегда насторожено относилась к любого рода чудесным явлениям, зная соблазнительные способности мира демонического. Но для «православнутого» сознания характерно как раз обратное. Отсюда маниакальные поиски «истинных старцев», «духовных целителей», «экзорциствов», «провидцев» и проч.

     К сожалению, весь этот «православнутый» псевдодуховный рефлекс безпощадно комерциализируется. Если есть спрос, то будет и товар.

     Жадность и сребролюбие плотно вошли в сознание «церковных» экономов, поэтому в церковной лавке нередко встретишь товар сомнительного с точки зрения богословия и благочестия содержания, но зато удовлетворяющий потребности «православнутого» покупателя.

     Чревоугодие – также любезная для «православнутых» страсть. Как же обойтись без постных рецептов, вкусных, питательных и, главное, строго «уставных» блюд. Как сделать так, чтобы и страсть чревоугодия и гортанобесия не обидеть, и церковный устав питания соблюсти?

     Для этого в ход идут имитаторы мяса и молока в виде соевых продуктов, разного рода деликатесы, на стоимость которых простым мясом и молоком можно было бы накормить не одного голодающего пенсионера. Но главное, что при этом устав питания соблюдается во всей строгости и неподкупности юридического правила. Воздержание и понуждение себя, в которые облачена буква устава, во внимание не берутся.

     Осуждение, на которое так часто обращал внимание Спаситель в своей проповеди, тем не менее, занимает в сознании «православнутых» ведущее место и называется что-то вроде «обличительного богословия». Конечно же, светская желтая пресса с ее постоянными промываниями косточек публичным людям «православнутых» не интересует. Но вот духовенство – другое дело. Здесь уже читается «неусыпаемыя псалтырь», из песней осуждения, или, как они любят говорить, «рассуждения». Удовлетворению этой страсти посвящена специальная литература и интернет-странички.

     Почему этим людям так важно знать грехи священства? Думаю, за этим прячется неосознаваемое чувство превосходства и самоуспокоения. «Не одна я такая сволочь, есть и хуже». И от понимания этого становится как-то спокойнее и радостнее на душе.

     Блуд – страсть, которая в силу своей универсальности просто обязана как-то реализовывать себя в концепции «православнутого» мировоззрения. Проявляет она себя по-разному. Это может быть нездоровый анатомический интерес к разного рода и вида блудным грехам. Для любителей такого есть и специальная литература. Скрупулезное и подробное изучение «чего бы еще «нельзя» приятно и щекотливо усладительно.

     Гнев обрушивается на всех, кто не разделят «православнутые» ценности, а гордыня, тщеславие, и мнение о себе четко делят мир на тех, кто «спасется правильно», в согласии с «православнутой» верой, и тех, кто идет в ад, потому что отступил от «пути истинного» и встал на дорогу погибели.

     Гордыня, отсутствие любви, сострадания, кротости и смирения – доминирующий признак «православнутости». Часто она прячется за покрывалом ложной набожности, но сразу же показывает свое истинное лицо, как только кто-то посмеет в ней усомниться или, еще хуже, обличить. Тогда злость и ненависть в камуфляже «ревности по Боге» проявятся в полной силе.

     Для нас важно уметь любить этих людей и отделять их от греха, который делает их такими. Все они наши, пусть и заблудшие, братья и сестры. Все они не безнадежно потерянные для Царства Божьего люди. Но только любовь, со смирением и молитвой, может изменить их внутренний мир, только наше долготерпение и несение их немощей дадут возможность этим людям увидеть, где есть истинная вера, а где ее карикатурное подобие.


     Источник: http://uoj.org.ua