МЫ ВСЕ ПОВИННЫ
«И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?
Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Лк.10:25-37).
Как следует из евангельской притчи, соплеменники не оказали помощь попавшему в беду соотечественнику, не проявили милосердия, отвернулись от чужого горя. И лишь самарянин – человек презренный в глазах иудеев, сжалился над тем, кто может быть и сам негативно относился ко всем не иудеям.
Зная по себе каково быть отверженным, нежеланным, жертвуя своим временем и материальными средствами, самарянин проявил милость – спас ЧЕЛОВЕКА, в то время как близкие ему по крови люди равнодушно прошли мимо.
В декабре 2011 года, в Туле произошел буквально евангельский случай.
Женщина вошла в трамвай и не успела взяться за поручень, когда вагон дернулся и поехал. Упав в проход между сиденьями, она попыталась подняться, но не смогла – правую руку пронзила жуткая боль (как выяснилось позже – перелом). Все посадочные места были заняты и не один из пассажиров, включая кондуктора, даже не попытался ей помочь. Безуспешно стараясь подняться, женщина пролежала на полу две остановки, но никто так и не пришел к ней на помощь. Она едва сдерживала слезы от обиды и боли, а пассажиры равнодушно отвернувшись, смотрели в окна.
Кое-как, женщина поднялась на ноги и вышла на остановке. Почти теряя сознание, она постучала в стоявшую рядом палатку, в которой ребята с юга торговали фруктами и овощами. Увидев перед собой человека попавшего в беду, они не задумываясь, сразу оказали ей помощь: усадили на стул, предложили чаю и вызвали «скорую».
Невольно возникает вопрос – кто мы? Во что мы превращаемся? Перед нашими глазами – человеческая боль, и реакция на нее – откровенное равнодушие! Неужели житейские проблемы до такой степени сковали наше сердце, разум, что не осталось и места для жалости и сострадания к ближнему? Мы ведь живем в России! Отличительной чертой русского человека, всегда было именно сострадание, и не только к соплеменникам. А здесь – «все прошли мимо», и лишь «самаряне» проявили милосердие… В данном случае, может и уместно было бы привести евангельские слова: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Матф.7:12), но на ум приходит другое…
Сейчас много говорят о том, что русские буквально, физически вымирают, и с этим сложно не согласиться. По этому поводу звучат не безосновательные обвинения и в адрес государственной власти, но не занимаемся ли мы при этом еще и самоуничтожением?
Есть притча про пчелу и муху: В цветущий сад залетела пчела и муха. Пчела полетала-полетала, нашла нектар. Муха полетала-полетала, нашла кучу навоза и села на неё. Так и люди, как пчелы и мухи – кто-то находит в саду нектар и огромную пользу, а кто-то находит навозную кучу и радуется ей.
Пренебрегая безценным культурным наследием, оставленным нам предками, мы зачастую добровольно поглощаем «навоз», который нам упорно и обильно предлагается в виде всевозможной нечистоплотной и душевредной продукции: заведомо лживой информации, бездарных фильмов, телесериалов, шоу, бульварной литературы и многого другого. Все это, безусловно, намеренно направлено на вымывание из сознания русского человека чувства прекрасного, нравственности, национального самосознания. Мы превращаемся в бездумных, покорных потребителей, а ведь Господь наделил нас разумом!
Потребляя «нечистоты», мы и вокруг себя распространяем грязь, подавая отвратительный пример нашим детям. Больно смотреть, как люди, буквально превращают в помойку свою Родину. Страшно слышать, когда про пьянство, сквернословие и другую грязь говорят: «Это по-нашему – по-русски». Ложь!!! Недостаточно родиться в России и носить русскую фамилию, чтобы быть РУССКИМ (история знает немало людей верой и правдой служивших своей новой Родине, и язык не повернется назвать их нерусскими). РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК не будет сквернословить и предаваться безудержному пьянству, РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК не будет предавать, продавать и осквернять свою землю, ибо истинно РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК – не мыслит себя вне религиозной, культурной и исторической традиции своего народа. РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК – бережно относится к своему Отечеству – земле отцов – политой их потом и кровью, он не отвернется от чужого горя и обязательно протянет руку помощи.
И не наша ли общая вина в том, что сейчас происходит?! Не мы ли, попирая заповедь о любви к Богу и ближнему, замкнувшись в собственном эгоизме, ожидая от власть имущих «хлеба и зрелищ», пребывая в равнодушии к соплеменникам, к родной истории и культуре, вносим «лепту» в процесс самоуничтожения русской нации? А ведь этот процесс идет уже давно и успешно.
В 1949 году, поэт-монархист Сергей Сергеевич Бехтеев написал следующие строки:
Мы все, друзья, повинны в том,
Что не горим святым огнем
Любви к взрастившей нас Отчизне,
Что мало думаем о ней
В годины грозных, мрачных дней,
Все подменивших в нашей жизни.
Ища себе удобств и благ,
Мы устремляем каждый шаг
К тому, что страсти наши манит,
Что всем нам радости сулит,
Что наши помыслы пьянит,
Но что в конце всех нас обманет.
Забыв наш дух, наш быт, наш род,
Стремимся тщетно мы вперед
Куда-то в призрачные дали,
Надеждой праздной сердцу лжем
И безрассудно создаем
Себе лишь новые печали.
Сменив свой лик на лик чужой,
Язык - на говор не родной,
Мы неприметно исчезаем,
И позабыв свой прежний нрав
В бездерзновенный пегий сплав
Себя постыдно обращаем.
Один образованный, молодой человек, занимающийся организацией и проведением паломнических поездок по святым местам России, будучи искренним патриотом, задался благой целью – приобщить к духовным, культурным и историческим ценностям подрастающее поколение. Но доброе начинание зачахло на корню. Детям – будущему России – было совершенно не интересно то, что пытался донести до них талантливый экскурсовод. Единственными благодарными слушателями, являлись, сопровождавшие их педагоги. Подрастающее же поколение, жевало резинку и развлекалось с мобильными телефонами.
Ребенок – зеркало семьи, в нем отражается внутренний мир его родителей! И если отец и мать не являются патриотами своей страны, если им безразлична родная вера, история и культура, то и чадо будет таким же «русским человеком», у которого все и во всем будут виноваты, но только не он.
Невольно вспоминается Филипп Филиппович Преображенский из «Собачьего сердца», с его рассуждением о «разрухе в головах», которое актуально и сегодня. Нам необходимо понять, что «разруху», прежде всего, нужно устранять именно в наших головах, и что «народ, не имеющий национального самосознания – есть навоз, на котором произрастают другие народы» (П. А. Столыпин). И пока мы это не осознаем, начав возрождать в себе внутренний мир исконно РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА, (подавая в том пример и нашим детям) – мы будем еще стремительнее самоуничтожаться, превращаясь «в бездерзновенный пегий сплав».
Протоиерей Александр Рудниченко настоятель храма
Покрова Пресвятой Богородицы с. Волковичи