Знамения и чудеса

 

   «Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились…».                                                                                          (Евангелие от Иоанна: 6, 26).      

   «... Все народы на свете любят чудо. Без чуда ощущают они себя рабами природы, находящимися в узах естественных сил и стихий. Чудо отверзает им окно в темнице. Чудо подтверждает им, что существует Кто-то сильнейший ветра, и огня, и потопа, и болезней, и могилы. Чудо – это словно письмо от Отца детям, находящимся в подземелье.  Как детям не радоваться?». (Йованьское стословие (сотница) о чудесах (1)).

   Сергей Нилус более ста лет назад,  в 1903 г.  в предисловии к первому изданию своей книги «Великое в малом» писал: «Падшая природа человеческая уже восьмую тысячу лет своего существования доискивается того, что утратила через свое падение и… найти не может. Утраченное  находит только истинная вера, и только ею и подаются знамения и чудеса истинные тем ищущим, которые умели при помощи Божией благодати сохранить в чистоте веру свою и которые к делу веры не примешивали горделивых измышлений непостоянного и ограниченного разума человеческого» (2). Отступлению от веры, ложным чудесам науки и техники, шаманству,  спиритизму, гипнотизму, ставшими модными в те времена, он  противопоставил истинную веру.   Двигаясь по пути духовного роста, собирая материалы для книги, писать которую его благословил святой праведный  Иоанн Кронштадтский,  он предчувствовал надвигающуюся революционную катастрофу и в дополненных переизданиях  в 1905 и 1911 гг.   писал о неизбежности гонений на веру и о пришествии Антихриста: «…то, к чему должен готовиться христианский мир, чтобы встретить во всеоружии своего смирения и терпения грозный искус соблазна, имеющего прельстить даже избранных» (3).

   В сборнике «Правда дороже золота», изданной к 100-летию со дня блаженной кончины Святого праведного  Иоанна Кронштадтского,  собраны статьи  современников почившего  безстрашного молитвенника. В одной из них - «Заветы о. Иоанна» -  с тревогой говорится о стремительном наступлении на христианство, о резком падении нравов, о первой революции 1905–1907 годов, которая не удалась потому, что: «Нашлись Богу содействующу, на святой Руси еще люди, которые имели и веру в Бога и страх Божий. Нашлись люди, для которых клятва, присяга и верность Богу и Царю не были лишь красивыми словами, а оставались священным долгом, нравственным обязательством. Вот эти-то добрые люди и спасли землю русскую  от крамольников-освободителей, спасли от революции. Освободители увидели, что для последней, время еще не настало… Борьба ведется самая отчаянная, адски ожесточенная и хитро задуманная. Сочинители революции задумали, прежде всего, убить в народе русском веру в Бога, веру в Божественное достоинство Иисуса Христа и авторитет св. Церкви» (4).

   Совсем немного времени оставалось до вынужденного отречения Государя Императора  Николая II от престола, Октябрьского переворота, убийства всей Царской семьи и, как следствие - наступления царства тьмы с потоками крови,  с коварством, злобой, ложью, завистью, подкупом, где вступали в свои полноправные  права слуги гордого сатаны.

   Святой Иоанн Кронштадтский писал: «Судя по злобным действиям сатаны в мире, по множеству и силе их, можем догадываться, какой великий, могущественный дух был сатана, прежний денница… Сколько он вмещал в себе даров благости Творца и чего он лишился по злому своему и намеренному безумию!..  Злые духи пали по гордости и злобе: для всех человеков в том урок – смиряться пред Творцом, считать себя за ничто и все приписывать Творцу и жить единственно Творцом  и исполнением Его воли, и -   дивны дела  Твои, Господи! - то, чего не сумел и не захотел стяжать денница при всей своей мудрости, то стяжала Дева из рода вместе бренного  и духовно безсмертного: Пресвятая Дева Мария стяжала Себе смирение безпримерное, стяжала высочайшую святыню» (5) и  по милости Божией в день отречения Помазанника Божия 15 марта 1917г., Она пришла  на помощь  православной Руси  со скипетром и державою в руках явлением Своей иконы «Державная»,  и невидимо взяла ее под  Свой Покров. 

   По Ее молитвам к Сыну по всей Великой, Малой и Белой России в 20-е годы ярко вспыхнула неугасимая лампадка Веры в массовом чудесном обновлении святых икон, крестов, куполов храмов. «Великий и Святый Бог не может посылать  знамений ради  праздного любопытства,  чтобы удивить только людей,  а посылает их для какой-либо спасительной цели» - так писал в своей книге  «О знамении обновления святых икон» (6)  архиепископ Мефодий, возглавивший с 1920 г. в эмиграции Харбинскую и Маньчжурскую православную кафедру. Благодаря этому источнику, мы имеем подробнейшие описание многочисленных удивительных  чудес. Вот несколько из них:

   1.«У Василия Косячука икона Спасителя, окруженного 12 апостолами, на бумаге, без стекла, в простенькой рамке, уже изорванная, сделалась совершенно новой и следы изорванного зажили, только рубцы. Один неверующий колол ее и резал ножницами, но и эти следы в течение некоторого времени заросли, и это на глазах людей. Лики икон как живые, необыкновенные… Люди, видящие такие чудеса, верят в них и ожидают, что это признак грядущих и неизвестных событий, ибо сам Господь действует… Каково это знамение, Бог знает, но люди не верующие в Бога, по-прежнему не верят, а веровавшие укрепились еще лучше в вере» (7).

   2. В Каменец-Подольской губернии два красноармейца на перекрестке увидели установленный большой крест с фигурой Распятого Христа и «…один из солдат перекрестился и поклонился Кресту, а другой сказал: «Что кланяешься дереву?» - и выстрелил в Распятие. Из простреленного места потекла кровь, которая капала три дня. Означенная весть распространилась в народе с быстротою молнии кругом верст на 40-50, откуда стали собираться к Кресту толпы народа, и такое количество собралось, что радиус от Креста простирается на 5 верст, и не расходилась толпа 3 дня, пока не была разогнана коммунистами, что вызвало страшное возмущение в народе. Анализ, произведенный врачами, дал результаты человеческой крови». (7)

   3. В Амурской области в станице Песчаные Озерки во время засухи совершался крестный ход, во время которого «…на иконе Божией Матери показались капли, которые увеличиваясь стали стекать и падать на землю. Священник отер капли полотенцем, но капли вновь выступили в таком изобилии, что стали стекать с иконы и падать на землю… По окончании крестного хода икона была принесена в храм, продолжая источать дивную влагу. Через два дня явились в храм агенты ГПУ и святую икону взяли из храма». (7).

   Опыт истории показал, для чего нужно было укрепление в вере. В наступивших  тяжелейших временах Архиепископ Мефодий усматривал  отделение в церкви плевел от пшеницы: «Огнь испытания очистил Российскую церковь от внутренней таившейся в ней тли, разлагавшей клир и епископов, которая подобно гнойному смердящему нарыву, выступив наружу, породила сатанинское сборище, именующее себя живой церковью, отверженное с гневом верующим народом и всеми истинными пастырями церкви, оставшимися верными вселенским церковным порядкам… Никогда прежде на всем протяжении истории Российской церкви не было такого обилия благодатных знамений, как теперь…» (8).  Людей, которые свидетельствовали о чудесах, арестовывали и  судили. Но факты массовых обновлений  продолжали поступать с разных губерний,  и количество их подсчитать порой было сложно. Приходившие «на помощь»  органы дознания сообщали эти цифры в своих  обвинительных заключениях.

   С началом репрессий, с ликвидацией церквей, все  тяжелее становились испытания для православных, все меньше оставалось горящих лампадочек Веры, все слабее тлели их фитильки.  По словам святой блаженной Матроны Московской, смотревшей на все события  духовным взором,  закрытие храмов происходило из-за сокращения количества верующих и священноцерковнослужителей: «Народ под гипнозом, сам не свой, страшная сила вступила в действие… Раньше болота и дремучие леса были местом обитания этой силы, потому что люди ходили в храмы, носили крест, и дома были защищены образами, лампадами и освящением. Бесы пролетали мимо таких домов, а теперь бесами заселяются и люди по неверию и отвержению от Бога» (9).

   Но и в самые трудные периоды жизни верующие  получали чудесную помощь. Мне посчастливилось познакомиться с такими людьми в Государственном архиве Тульской области  в период массового возрождения церквей в 90-е годы конца ХХ века и  записать некоторые их рассказы. Воспитанные на строгих материалистических устоях, мы особенно трепетно относились к чудесным историям. Книги с такими описаниями  передавались друг другу для прочтения. Некоторые истории казались невероятными, поэтому  рассказ очевидца события не мог не взволновать. А таких людей становилось все больше. Храмы восстанавливались, для их открытия требовались официальные документы по истории и к концу 90-х годов архив в шутку стали называть «филиалом Тульской епархии». Здесь можно было встретить настоятельниц монастырей, монахов и монахинь,  священнослужителей, матушек,  будущих  прихожан. Возрос интерес к своим родословным у потомков из семей репрессированных. Историей церкви серьезно занялись краеведы, семинаристы, студенты.

   В 1996 г.  в читальный зал Госархива пришла З.И.,  очевидица чудесного обновления иконы во время Великой Отечественной войны. В  1942 г. она вместе с мамой находилась в эвакуации на хуторе Большой Лычак под Волгоградом. Однажды, когда девочка гуляла на улице,  всех жителей стали созывать в  дом, где жила пожилая семейная пара. Когда она вошла туда, то увидела в углу большую икону. Кто был изображен на ней,  детская память не сохранила. Под легкий невидимый звон колокольчиков совершенно темная икона снизу светлела, золотилась. Казалось, что кто-то медленно-медленно  тянет с нее вверх покрывало.  На глазах у всех икона становилась совершенно новой, как будто только что написанной. Люди падали на колени, молились, плакали, а благочестивые старички успокаивали их: «Не плачьте! Это означает конец войне…».  Рассказчица вспоминала, что вернувшийся с войны отец, тоже проникся рассказом об этом чудесном событии и, позднее, умирая, еще раз напомнил о нем дочери.

   После войны семья Б.Р. осталась без отца, который погиб на фронте.  В 1947 г. был сильный голод, и четверых детей нечем было кормить. Они уже готовы были начать просить подаяние. Мама, совершенно обезсилившая от голода, глубоко верующий человек, просила о помощи свт. Николая Чудотворца, который по народному поверью, помогал вдовам.  Однажды, во время сильного ветра, она увидела в окно, как к ним на усадьбу летели деньги, а полынь-трава закручивала их. Дети деньги собрали, соседей опросили – не потерял ли кто? А потом очень длительное время семья жила на них.

   В военное и послевоенное время тульские горожане часто отправлялись в близлежащие деревни – менять одежду на продукты. Однажды с санками ранней весной отправилась в путь и мама Б.Р. Продуктов выручила много, а вот домой довезти не хватало сил. В оттепель снег подтаял, тряпочные бурки на ногах размокли. Уставшая женщина села  на санки, не зная, как довезти детишкам ценный груз. Вдруг появилась тройка лошадей, которой управляли мужчина и женщина. Она попросила их о помощи. Саночки с продуктами подцепили к телеге, а женщину посадили рядом. Быстро довезли ее до окраины поселка, где та жила, высадили со словами: «А дальше нам нельзя» и тут же исчезли, растворились на ее глазах…

   Прихожанка Казанской церкви с.Туртень (с.Тюртень) Ефремовского района Е.Н. рассказала о  вторичном закрытии этого храма в начале 60-х годов ХХ в.:  «Все верующие окружили церковь плотным кольцом взявшись за руки - и мужчины, и женщины, и дети. Прислали пожарную машину и начали разгонять их струей воды. Они держались… Тогда всех согнали в машины и вывезли в поле за 20 км от церкви, где и высадили. Домой люди возвращались пешком. Храм был разорен, часть имущества вывезена, колодец с чудотворной водой засыпан. Но вскоре вода нашла себе место рядом и пробилась струйкой. Ее попытались направить в пруд, но она оттуда ушла».

   В документах Госархива найдены отголоски этой истории в фонде «Тульский облисполком». Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви по Тульской области в своей информации «О ликвидации т[ак] н[азываемых] «святых» источников и паломничества к ним в Тульской области»  в Совет по делам Русской Православной Церкви при СМ СССР, в Тульские Обком КПСС и Облисполком от 24 июля 1961 г. пишет: «В с. Тюртень  Ефремовского района т.н. «святой» родник почитается верующими  около 400 лет. К нему ежегодно 21 июля в религиозный праздник «Казанскую» приходило паломников из Тульской, Рязанской, Орловской и Липецкой областей до 5 – 6 тысяч человек. Для ликвидации данного родника построена на речке плотина, которая позволила затопить данный источник. Действующую церковь с.Тюртень, находившуюся в 200 метрах от источника закрыли, передали ее совхозу «Соревнование» под зернохранилище, а в ограде организовали крытый ток. Взамен закрытой церкви выделили в 10 – 12 км здание не действующей церкви в с.Благодать…   В религиозный праздник «Казанскую» - 21 июля 1961 г. в с. Тюртень никакого богослужения не было, не было и паломников. Так что т.н. «святой» источник… окончательно ликвидирован» (10). 

   В советские времена в церкви с. Оленьково Веневского района Тульской области  был склад. В 1992 г. ее открыли, но постоянных служб и священника пока не было.  Местные жители понесли в дар свои иконки. Одна из них, с образом  Казанской Божией Матери, размером с открытку, потемневшая от времени,  выглядела очень мрачной,  старой. Она была написана красками на металлической пластинке, прикрепленной к дощечке.  «Ну вот, принесли самую плохую, чтобы не выбрасывать», - подумала тогда З.Н.,  сообщившая  мне эту историю.  Икону разместили  в алтаре.

   Перед Днем Святой Троицы в 1996 г. прихожане убирали храм к празднику. Эту икону сняла со стены и положила  на столик. Через какое-то время прямо на глазах прихожан старая почерневшая, она начала  обновляться -  светлела, становилась чистой, яркой, как будто ее только что написали. Темным остался только нимб, но через  несколько дней и он очистился. Когда в храм пришла хозяйка иконы и ей показали образ, она восторженно воскликнула: «Ну, надо же, почистили! И чем я ее только не терла, как ни мыла – ничего не получалось!»  Каково же было ее удивление, когда она узнала, каким чудесным образом произошло обновление…

   В д. Большие Байдики Ясногорского района И.Л. нашла на своем чердаке две семейные иконы Божией Матери – «Знамение» и «Неопалимая Купина». Отмыть их не удалось, а спустя какое-то время она попросила сына покрыть иконы лаком.  После нанесения слоев кистью на их глазах иконы начали проявляться, стали яркими, свежими. На обороте иконы «Знамение» сделана надпись: «Серафимо-Понетаевской женской обители» (основана в 1864 г., статус монастыря - с 1869 г.).  Вероятно, это копия с известной чудотворной иконы монастыря «Знамение», прославившейся в 1885 г.

   В начале 90-х годов ХХ века иконы не только обновлялись, но начали  мироточить. С каждым годом все больше поступало сообщений из разных епархий об этом необычном явлении. Миро выступало как на иконах, написанных по дереву, так и на  их бумажных копиях, даже на маленьких карманных календарях с изображением святых. Мироточили иконы и в храмах, и в домах. Это явление по своей массовости, очень напомнило послереволюционные события 20-х годов ХХ века по обновлению икон.

   Накануне известных трагических событий в Москве в сентябре 1999 г.– взрывов домов, в Воскресенском Соборе г. Венева замироточили две иконы Богородицы и Крест-распятие. После сообщения  в СМС, сообщил настоятель, в храм начали приезжать  паломники и из Москвы.

   В октябре 2000 г. по разным храмам г. Тулы  торжественно  шествовала мироточивая икона святого Царя Мученика Николая II. После ее отбытия из Николо-Зарецкого храма 9 октября, на аналой была положена бумажная копия этой иконы в киоте под стеклом. После прочтения канона и акафиста на нагрудном кресте Государя и на державе выступили капельки мира. Когда открыли  стекло, все присутствующие в храме  ощутили сильное благоухание, исходящее от иконы. Ежедневно после литургии перед иконой прочитывался акафист. Мироточение продолжилось и в следующем месяце  за исключением одного дня – 7 ноября – дня революционного переворота в России. 

   Весной 2001 г. К.Л. увидела  у старьевщика на базаре икону Святителя Николая,  написанную  на дереве. Нужной денежной суммы с собой у нее не оказалось и она попросила икону отложить.  После покупки  подарила ее Николо-Зарецкому храму. Икону поместили в алтаре, а на следующий день в воскресенье 4 марта был прочитан акафист Святителю Николаю.  Неожиданно для всех икона заблагоухала, и на ней  выступили капельки мира.

   В конце 90-х С.Л. долго болела и была на грани уныния. В таком состоянии она однажды мысленно воскликнула в своем домашнем Святом углу: «Наверное, я больше никогда не поправлюсь!» Вдруг  ощутила нежный аромат. С недоверчивым удивлением стала осматривать иконы и увидела капельки мира на бумажной иконе св. блаженной Евфросинии Колюпановской. Болезнь со временем отпустила ее, но с каким терпением после посланного утешения она несла это  испытание...

   Спустя некоторое время  ее муж очень сильно обжег кисть руки отлетевшей от костра головешкой. Рана начала гноиться, рука сильно покраснела  и опухла почти до локтя, по ночам безпокоила, не давая спать. Мазь не помогала. Спустя три дня он собрался идти к врачу. «Давай попросим помочь св. Евфросинию?», - предложила С.Л.. Она  сняла со стены чудотворную икону, положила на больную руку и мысленно обратилась за помощью к святой. Минут через пять убрала ее.  Вдруг муж испуганно воскликнул:  «Смотри! Что с моей рукой?» В последние дни очень горячая, воспаленная, она стала холодная, как лед. Появилось ощущение, что рука сейчас отвалиться.  «Вот видишь, температура у руки поменялась, значит св.Евфросиния нас услышала. Теперь все пройдет», - успокоила его жена. В эту ночь  муж  впервые спал спокойно. К утру краснота с руки вся сошла и осталась только вокруг ранки. Поправилась она окончательно очень быстро.  

   От мироточивой чудотворной иконы исходит особая благодать. Она не только утешает, укрепляет, но по молитвам к святому посылает исцеление от телесной болезни.    Внимательное изучение фактов  мироточения  икон позволяет сделать вывод о том, что – через это чудо Божие,  посылается небесная помощь для укрепления христианина в вере. Но, как и в начале ХХ в., люди не верующие – по-прежнему не вразумляются при виде явного факта мироточения. Если миро на домашней иконе благоухает – это  радостная весточка. Если без благоухания – значит нужно молитвенно готовиться к испытаниям.  Через иконы говорит с нами Господь.  Смиряя, напоминает о Себе – Я здесь, всегда рядом. По своей любви Он дает нам видимые знаки, чтоб не унывали в трудную минуту и всегда помнили о молитве.

   По мнению представителей Церкви массовое мироточение икон свидетельствует о надвигающихся тяжелых временах, о катастрофе, подобной той, которой ознаменовался  ХХ век и в начале которой  Архиепископ Мефодий писал: «Эти дивные знамения столь многочисленны, столь очевидны, столь изумительны, что по справедливости могут быть сравнены с потоками дивных знамений, которые Спаситель Бог излил в первенствующие времена Церкви, когда она переживала кровавую годину гонений. Но тогда достойными носителями благодатных знамений Святаго Духа были сами верующие, ныне в век оскудения веры, носителями благодатных знамений явились святые иконы и другие священные предметы» (11).   

   Людмила Захарова историк-архивист

      ИСТОЧНИКИ

  1. Творения святителя Николая Сербского (Велимировича). Наука о чудесах (Т. 9). Паломник. М., 2011. С.  146.
  2.  Нилус С.А. Великое в малом. Издательство «Благовест». Новосибирск, 1992. С. 5. (Репринт: С.Нилус. Великое в малом. Третье издание. Исправленное и дополненное. Сергиев Посад. 1911).
  3. Там же. С. 8.
  4. Алексий, епископ Таврический.  Заветы о. Иоанна  -  Пастырский венок дорогому батюшке о. Иоанну Кронштадтскому. С.Пб., 1911 //  Правда дороже золота. Изд. Иоанновского ставропигиального  женского монастыря.  2007. С. 138 – 139.
  5. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Изд. Сретенского монастыря. М., 2005. С. 339 – 340.
  6. Архиепископ Мефодий. О знамении обновления святых икон. М., 1999. С. 213. ( Впервые опубликована в Харбине в 1925 г., переиздана в Джорданвилле в 1963 г. и только в конце ХХ в.  напечатана  в России).
  7. Там же. С. 34 – 36, 145, 131.
  8. Там же. С 214 - 215.
  9. О жизни и чудесах блаженной Матроны. Акафист. М.. 2005. С. 51 – 52.
  10. Государственное казенное учреждение  «Государственный архив Тульской области».     Ф.Р-2640. Оп. 14. Д. 219. Л. 1- 2.
  11. Архиепископ Мефодий. О знамении… Указ соч. С. 216.