“Уроки любви и добра”

08.11.2014

Возможности использования житий святых в экскурсионной работе по теме “Природа родного края”

   “Есть среди всех книг одна, которая всем открыта, хотя и не всем доступна. Для того, чтобы научиться читать её, не нужно знать алфавита, не нужно уметь складывать из букв слова и предложения, необходимо лишь любознательность и способность запоминать увиденное и услышанное. Книга эта не человеком написана. Название ей - Божий мир, что раскинулся вокруг нас. Сколько же всего вмещается в эту книгу! И небеса, и земля, и царство природы, люди, звери, птицы, земные недра!

   Едва лишь мы рождаемся, уже с первых дней начинаем делать наблюдения и изучать эту книгу”.  

   Так начиналась экскурсия в Тульском краеведческом музее в залах, посвященным природе нашего края для детей воскресных школ.

   Но, сначала хочется привлечь ваше внимание небольшим теоретическим отступлением. Почему закрепление знаний о святых угодниках, и подача интересной информации посредством фактов, которые заставляют задуматься об уникальности каждого Божьего создания, о нашей ответственности, на экскурсии в музее я нашла более действенным?

В 20-х годах прошлого века некоторые психологи высказали мысль о том, что память ребенка сильнее, лучше, чем память взрослого. Основанием для таких суждений были факты, говорившие об удивительной пластичности детской памяти.

   Однако внимательное изучение деятельности памяти маленьких детей показало, преимущество детской памяти только кажущееся. НО! Дети действительно легко запоминают, но далеко не любой материал, а лишь тот, который им чем-то интересен и вызывает у них положительные чувства.

   А если слово педагога при подаче новой информации ребенку сочетается   с наглядностью, (а такую возможность и представляет музей), то, как говорил   К.Д. Ушинский, это и вырабатывает у детей навыки «наблюдать верно», обогащать духовный мир «полными, верными, яркими образами».

   А теперь – экскурсия, после которой, мне хотелось бы верить, Вы захотите заглянуть в залы Тульских музеев.

   Святая великомученица Варвара по повелению своего отца (который был язычником) жила вдали от людских глаз в роскошной башне. Любуясь и восхищаясь красотой окружающей природы, мысли о Создателе мира не могли не волновать её. Так начиналось познание Творца.

   Познание мира доступно всем - и учёному, и малолетнему ребенку. Если мы будем внимательны, то заметим, что растения, например, отличаются большой чувствительностью, хотя они имеют лишь жизнь физическую, не имея души. Гуляя, приглядитесь, как жадно всем своим существом они радуются свету, воздуху, влаге. Можно наблюдать и “сон” у растений, когда цветки наклоняют головки и закрываются. (Адонис весенний).

   Лунник оживающий источает особый аромат с наступлением сумерек, привлекая ночных насекомых. (Занесен в Красную Книгу)

   Венерин Башмачок, тоже занесённый в печальную Красную Книгу, получил своё название за удивительное сходство цветка с туфелькой. Пчёлка, залетая в цветок, сразу выбраться не может и смешно барахтается перед тем   как вылететь; благодаря этому цветок прекрасно опыляется.

   Ветренница лесная рождает свой цветок лишь на двенадцатый год жизни! Сколько же губят цветов любители собирать большие букеты!

   Преподобный Силуан Афонский говорил: «Листок на дереве зелёный и ты его сорвал без нужды. Хотя это и не грех, но почему то жалко и листок, жалко всю тварь сердцу, научившемуся любить”.

   Окружающий нас мир преподаёт нам свои уроки.

   Например, трудолюбивая пчела для создания ста граммов мёда облетает миллион цветков! Когда она летит за нектаром налегке, то набирает скорость шестьдесят пять километров в час—это скорость лучшей скаковой лошади!

   А вот один поучительный случай.

   Один раскольник однажды приступил вместе с православными христианами к Причастию. Часть Святых Даров он принял, но не употребил, а спрятал в платке и, придя домой, положил в улей с пчёлами (он был пчеловодом).

   Пчёлы, в этом случае, оказались умнее человека. Как только увидели частичку Святых Даров, тотчас бросили свою обычную работу, перестали строить соты, а с особой заботой и скоростью начали строить достойное помещение для Святого Тела Господня.

   Устроили малый престол, потом дискос – и на него положили Святую Частицу. Всё оградили сводом, как будто Храм устроили или Алтарь. Затем сели кругом и жужжали потихоньку, будто хвалу Богу воссылали и молились.

   Хозяин, заметив, что пчёлы перестали летать, пошёл посмотреть, что бы это значило? Открыл улей и ужаснулся, видя, как пчёлы отдают благоговейное чествование Телу Господа, которое он презрел. Он сразу же послал за священником, раскаялся и исправился.

   В животных вложена своя доля разума. Они были созданы как близкие друзья человека. Под влиянием обновления человеческого духа, обновляется и дух животных.

   Ещё один пример из жизни. К девушке, бывшей рядом со святой блаженной матушкой Евфросинией (Колюпановской) приехала однажды сестра. Лошадь выпрягли и пустили в сад. Там находились ульи с пчёлами. Лошадь, ходя по саду, один из ульев повалила. Рассерженные пчёлы набросились на обидчицу и до того изжалили, что хозяева уже не надеялись видеть её живой. В это время в саду появилась старица. Подойдя к валявшемуся улью, она бросила в него метлу, и пчёлы сейчас же влетели в улей, а лошадь стала по-прежнему спокойно есть корм.

   Симпатичных стрекоз можно назвать индикаторами чистоты водоёма. В грязной воде они жить не будут.

   А жуки-навозники как будто работают ассенизаторами почвы—очищая почву от навоза. Причём для детишек выбирают навоз наиболее «деликатесный» —овечий и катят его в норку на обед.

   О египетских старцах-пустынниках рассказывают, что они осторожно обходили встретившееся на дороге насекомое, чтобы не раздавить его.

   У человека и животных был общий язык и полнота взаимопонимания. Эта способность в редких случаях встречается и сейчас. Известен случай, когда маленький мальчик был способен постигать мысли животных. С возрастом эта способность ослабла, а к одиннадцати-двенадцати годам пропала совсем. Видимо это зависело от чистоты детской души.

   Люди святой жизни достигли Царствия Божия ещё на земле. Поэтому и животный мир около них становится таким, каким он будет в Небесном Царствии.

   Там, где совершали свои подвиги отцы пустынники, можно было бы увидеть и такую картину: стая птиц вьется около чудного подвижника: мелкие пташки сидят на голове и на плечах старца, а он кормит их из рук. Там – и медведь, и лисицы, зайцы и другие звери бегают вокруг, не враждуя между собой и не боясь медведя.

   По нашим наблюдениям, мы с вами знаем, что у каждого животного есть свой характер: кто-то смелый, а кто-то трусливый, злой или ласковый, угрюмый или весёлый.

   К одному пустыннику, жившему в маленькой пещерке, постоянно во время трапезы приходила волчица, и редко когда она ошибалась в часе трапезы. Она садилась у входа и ожидала, порой очень долго, пока старец не вынесет ей остатки от своей трапезы. Тогда она лизала его руки и уходила. Однажды святой отлучился из пещеры на продолжительное время, а волчица пришла к обычному времени трапезы. Ощутив, что келия пуста, она вошла в пещеру, ища обитателя. Там висела корзина с пятью хлебами. Волчица съела один хлеб и, совершив преступление, ушла.

   Пустынник, возвратившись, увидел, что корзина повреждена и что не достаёт одного хлеба. По оставшимся крошкам он легко догадался, кто виноват в краже. Справедливость его подозрений подтвердилась в дальнейшем. Все последующие дни волчица не решалась приходить к тому, кому нанесла оскорбление. По прошествии семи дней, по молитвам пустынника, она вернулась, но не осмеливалась подойти близко, сидела вдали, опустив глаза в землю, будто прося прощения. Сжалившись,  он подозвал её ближе, ласково погладил рукой и угостил удвоенным количеством хлеба. И лишь, получив прощение, волчица развеселилась и стала навещать старца как прежде. (По записям свт. Игнатий Брянчининов “Отечник”).

   Святой Серафим Саровский, живя в уединении, весь свой запас хлеба отдавал птицам, зверям и огромному медведю, который слушался его и ел из его рук. Преподобный Сергий Радонежский тоже дружил с медведем.

   Известен случай из жизни новомученика Митрополита Кирилла. Везли его в ссылку. В одну глухую ночь он был выброшен из вагона на полном ходу поезда. Стояла снежная зима. Митрополит Кирилл упал в огромный сугроб. Кругом не было никаких признаков жилья. Он долго шёл. Мороз пробирал до костей сквозь изношенную рясу. Чувствуя, что начинает замерзать, он стал читать себе отходную. Вдруг видит: к нему приближается что-то очень большое и тёмное, всмотрелся—медведь. Бежать не было сил, да и некуда. Но зверь подошёл, обнюхал и спокойно улёгся у его ног, затем, повернувшись брюхом, растянулся во всю длину и сладко захрапел. Владыко провёл всю ночь рядом с медведем, прижавшись к тёплому животу. С рассветом он услышал пение петухов, тихонько встал. Медведь встал тоже, встряхнулся и побрёл к лесу. А спасённый Владыка дошёл до деревеньки, которая оказалась неподалёку.

   Господь, как известно, сотворил всех животных, наделив их самыми разнообразными умениями. Попробуйте теперь ответить на вопрос: чему полезному нам можно и должно поучиться у … бобра?… Правильно: работоспособности, искусству созидать, рачительности. Их называют известными инженерами. Они могут строить хатки, домики (вход в которые делают под водой). Живут семьями (колониями). А однажды они построили плотину длиной 652 метра! Отличаются ещё искусным умением следить за собой, вылезая на поверхность тщательно напомаживают свой ценный мех (он пропитан специальным жиром, не пропускающим воду и сохраняющим тепло).

   Чистоплотностью отличается и барсук. Он тщательно чистит подстилку где спит, следит и за чистотой множества других комнат и кладовочек, чего нельзя сказать о лисице.

   Лисица—животное бродячее и нору роет по необходимости (при выводке лисят). А вот занять чужую нору (барсука, например) может. Любители природы знают, что нору лисы можно легко найти по зловонию: огрызки она оставляет тут же, где ест, туалет тоже в норе. И если лисица «погостит» у барсука всего несколько часов, догадайтесь, останется ли там жить хозяин? Почему? Конечно же из-за плохого запаха и нечистоты.

   Но и у лисицы можно поучиться. Догадались чему: ловкости (но не плутовству конечно), сноровке, грациозности.

   Сейчас на территории Тульского края можно встретить енотовидную собаку. Её завезли к нам с Дальнего востока, в надежде, что она хорошо приживётся в нашей полосе, и будет у нас ещё один красивый пушной зверь. Но она оказалась чрезвычайно прожорлива. Когда ей не хватало еды - ела всё, что встречала на пути: и гнездящихся птиц, и даже маленьких зайчат.

   Виновата ли в этом енотовидная собака? Конечно нет. Это ещё одно доказательство того, что не следует вмешиваться в установленные законы природы.

   Теперь поговорим о тех, кто радует нас удивительными звуками, которым может позавидовать симфонический оркестр. Подумайте только: невзрачная пичужка, а бескорыстно делится талантами со всеми!

   У птицы с неблагозвучным именем Поганка не такое прекрасное пение как у соловья или иволги, но она обладает ценной добродетельностью - большой любовью и заботой к своему потомству. С птенцами она не расстаётся ни на минуту. Пока они ещё не вылупились - гнездо постоянно с мамой. Когда же птенцы появились на свет, - Чомга (так ещё называют Поганку) с ними ныряет и взлетает, уча их всему.

   Куропатка, не смотря на кажущуюся неповоротливость, проявляет большую смелость, изобретательность и даже артистичность во время опасности. Чтобы защитить своё потомство она притворяется раненой, тащит за собой как будто сломанное крыло и хромает, уводя неприятеля подальше от гнезда. Как только дети в безопасности - смелая куропатка тут же улетает.

   Семейство врановых (ворон, ворона, сорока, галка). Многие из них живут по соседству с человеком, а за окраску их иногда называют чёрной семейкой. Эти птицы чрезвычайно умны, обладают высокими интеллектуальными способностями.

   К святой Блаженной Евфросинии Колюпановской по ночам прилетал ворон, которого она кормила, а позже он и сам послужил ей. Однажды случилось несчастье - в келье старицы произошёл пожар; и матушка, туша его, настолько сильно пострадала, что семь недель лежала без движения. В тот момент рядом не было никого, кто мог бы ухаживать за ней.

   Лишь верный ворон прилетал и приносил пищу и воду в клюве, вкладывая ей в уста. Благодаря этой умной и благодарной птице старица вскоре поправилась.

   Похожую заботу проявил и ворон, прилетавший с пищей к пророку Илие.

   Поговорим теперь о птицах, называемых хищниками.

   В России всегда была популярна соколиная охота. Соколов приучали к охоте вместе с человеком. Выученные птицы очень ценились.

   Однажды на охоте у Царя Иоанна (Грозного) по оплошности сокольничего, боярина Трифона Патрикеева улетел любимый кречет (хорошо выученная птица из отряда соколиных). Царь строго приказал за три дня найти любимца. Весь лес истоптал горемыка сокольничий, мало надеясь и призывая себе на помощь святого мученика Трифона, имя которого носил и потому считал своим покровителем. И когда замученный и уставший он крепко заснул в лесу под деревом, его будто разбудил кто-то, и увидел он святого, на руке которого сидел царский кречет. Не даром на иконах святой мученик Трифон - с кречетом на плече. (На этом месте был построен храм. Сейчас там находится частичка  мощей святого).

   Пытались приучить к охоте и пустельгу (то же птицу из отряда соколиных), но она приносила хозяину лишь мышей и крупных кузнечиков, за что и была названа—пустельга (пустая птица).

   А сейчас посмотрим на чудо, созданное птицей из семейства врановых.

   Однажды сорока проявила удивительную изобретательность в защите своего потомства. Все мы знаем её любовь ко всему блестящему - не даром она получила прозвище сорока-воровка. Птице, построившей гнездо в городе, могут представлять опасность кошки. Сорока, находя блестящую проволоку, свила вокруг гнезда настоящую броню. Птенцы были в безопасности, а когда повзрослели и покинули свой дом, дерево было спилено. Так это чудо-гнездо попало к нам в музей.

   Когда - то очень давно человек соорудил несколько необычных по тем временам построек, высокопарно назвав их семью чудесами света. Шли годы. Одно за другим рушились рукотворные чудеса, а человек не замечал, что чудес в природе не семь и не семьдесят семь, а в сотни, тысячи раз больше.

   На земле обитает почти полтора миллиона видов животных и полмиллиона видов растений. И каждый вид по-своему чудесен, удивителен, поразителен, ошеломляюще дивен… Сколько нужно ещё эпитетов, чтобы было убедительно?!

   Представьте - два миллиона чудес сразу!

   Уничтоженное чудо природы восстановить не возможно. А ведь уже 250 видов животных уничтожены по вине человека! Но вмешиваясь в природу, человек страдает и сам.

   Будем же помнить об этом и о том, что увидеть красоту, которая нас окружает, может лишь человек с доброй душой. Тогда и откроются нам уроки добра и любви и в отношении друг к другу…

   Ксения Казакова, ведущий специалист Дома-музея В.В. Вересаева

г. Тула.