Торжественная увертюра «1812 год»

   Единственным крупным музыкальным произведением, посвящённым Отечественной войне 1812 года, по сию пору, остаётся Торжественная увертюра «1812 год», написанная Петром Ильичем Чайковским в 1880 году, к открытию храма Христа Спасителя. Композитор  воспел в ней подвиг русского народа.

   Увертюра принадлежит к особому роду произведений, предназначенных для исполнения в больших помещениях или на открытом воздухе. Это монументальная, программная пьеса написана для исполнения большим составом симфонического оркестра с прибавлением группы ударных, больших колоколов и подвешенного барабана, употребляемого в оперных оркестрах для изображения пушечных выстрелов, а также группы инструментов военного оркестра (по желанию).

   Чайковский не дал литературной программы к увертюре, но образы пьесы настолько конкретны, что не нуждаются.в разъяснениях. В большом вступлении к сонатному allegro последовательно проходят три темы: молитва о даровании победы «Спаси, господи, люди твоя» и две оригинальных темы — тревоги и героических военных сигналов. Сонатное allegro многотемно. Кроме главной и побочной партий, контрастных друг другу, в allegro введены темы, символизирующие две враждебные силы: русская песня «У ворот, ворот батюшкиных» и «Марсельеза». Обе имеют большое значение в разработке и репризе сонатной формы. В торжественной коде снова звучит тема молитвы в импозантном тембре медных, после чего появляется тема русского гимна «Боже, Царя храни».

   В коде Чайковский изобразил яркую картину победы русского войска, использовав эффект колокольного перезвона и пушечного салюта.

   Патриотическая идея увертюры, придает ей героический характер, а величавое окончание утверждает его.

   В 1927 г. Главный репертуарный комитет запретил публичное исполнение увертюры Чайковского «1812 год». Победа России над Наполеоном была названа войной «реакционного народа» против «республики, наследницы Великой французской революции». Остановить всю эту кампанию удалось только после того, когда И.Сталиным была разгромлена «оппозиция» в ВКП(б). Резкий поворот был совершён в мае 1934 г. Тогда исполнили увертюру Чайковского «1812 год».

   В октябре 1941 года Москва превратилась в прифронтовой город. Оставшийся в столице симфонический оркестр радиокомитета под руководством народного артиста СССР Николая Семеновича Голованова дал в Колонном зале Дома союзов концерт для бойцов, отправлявшихся на фронт. И вновь прозвучала увертюра «1812 год». Симфонический и участвовавший вместе с ним духовой оркестр исполнили это произведение великого композитора с большим подъемом. Бойцы, одетые в походную форму, стоя аплодировали музыкантам. Оркестр пять раз повторял финальную часть увертюры. Она прозвучала как гимн великому русскому народу, как призыв к победе над врагом.

   Однако кампания гонения на великое произведение не канула в Лету и возобновилась с ещё большим размахом усилиями «шестидесятников» в короткий момент хрущёвской «оттепели». Кинорежиссёр Михаил Ромм, выступая 26 февраля 1963 г. перед деятелями науки и искусства, заявил: «Хотелось бы разобраться в некоторых традициях, которые сложились у нас. Есть очень хорошие традиции, а есть и совсем нехорошие. Вот у нас традиция: исполнять два раза в году увертюру Чайковского "1812 год". Товарищи, насколько я понимаю, эта увертюра несёт в себе ясно выраженную политическую идею — идею торжества Православия и самодержавия над революцией. Ведь это дурная увертюра, написанная Чайковским по заказу. Я не специалист по истории музыки, но убеждён, что увертюра написана по конъюнктурным соображениям, с явным намерением польстить Церкви и монархии. Зачем Советской власти под колокольный звон унижать "Марсельезу", великолепный гимн французской революции? Зачем утверждать торжество царского черносотенного гимна? А ведь исполнение увертюры вошло в традицию».

   Кинорежиссёр связал увертюру Чайковского с «советским антисемитизмом». А сегодня некоторые иностранные историки называют её и саму победу России в Отечественной войне 1812 г. «русским фашизмом».  Даже в популярных монографиях, посвящённых творчеству П.И.Чайковского, говорится о всех произведениях великого композитора, кроме Торжественной увертюры. Кампания эта продолжается и ныне. Задача разрушения исторической памяти народа соответствует устойчивым философским установкам западников, согласно которым «время должно быть не хранителем вековой мудрости, не естественным залогом непрерывности традиции, а разрушителем старого и создателем нового мира».


Источники:

Иван Платонович МАРТЫНОВ  http://russdom.ru/frontpage

http://dirigent.ru/

http://militera.lib.ru/

 

П.И. ЧАЙКОВСКИЙ. ТОРЖЕСТВЕННАЯ УВЕРТЮРА «1812 ГОД»

Исполняют: Оркестр штаба Западного военного округа и Центральный военный оркестр Министерства Обороны РФ. Дирижер: генерал-лейтенант Валерий Халилов, 25.09.2011 г.