По различию пороков, каким подвергаются люди, различны бывают и сами состояния людей порочных.

     Состояние нравственного неведения. Есть много людей, которые и не знают, и не хотят знать нравственного закона Божия и оттого живут порочно – это есть состояние нравственного неведения.

     Состояние нравственного самообольщения. Находящиеся в этом состоянии люди думают о себе высоко, иногда считают себя духовно совершенными, тогда как на самом деле они не успели совершить ни одной добродетели как должно. Таковы книжники и фарисеи.

     Состояние нравственного рабства. Вследствие продолжительного служения человека греху он свыкается с грехом так, что не чувствует тяжести его, не сознает нужды обращения к Богу, а живет так, как будто и не существует другого, лучшего состояния нравственной свободы (иудеи).

     Состояние нравственного ожесточения. Продолжительное коснение в грехе ожесточает человека так, что он становится нечувствительным ко всему тому, что совершается в нем самом и вне его; и различные внушения Божии, и наставления людей, и вразумления совести, и сами наказания, посылаемые от Бога за грехи, для вразумления его, для него недействительны. Пример такой жестокости сердца мы видим в Каине, Иуде Искариоте и иудеях. Корень греха один – самолюбие, которое обнаруживается в троякой похоти: похоти очес, похоти плоти и гордости житейской; но сами виды греха весьма различны, как то: грехи опущения, грехи мысли и дела, грехи вольные и невольные, грехи слабости и грехи тяжкие.

     Грехи опущения происходят от незнания закона, когда мы не исполняем какого-либо требования его, или потому, что худо знаем или вовсе не знаем, в чем состоит воля Божия, или потому, что не считаем важной ту или другую заповедь, или, наконец, по забвению. Грехи мысли суть грехи, не перешедшие в слово и дело, а грехи дела суть такие грехи, которые перестали быть только грехами помысла, а осуществились или в слове, или в деле. Грехи вольные суть те, которые совершаются нами с сознанием, охотно, даже с любовью; грехи невольные суть те, которые совершаем нехотя, против собственного желания и расположения. Грех слабости иначе можно назвать грехом немощи, например некоторое невнимание в молитве; грех тяжкий есть грех против заповедей закона Божия, ясно изреченных и огражденных угрозами наказаний за нарушение их, например убийство и прочие. Грехами смертными называются следующие грехи: чрезмерное упование на милосердие Божие, совершенное отчаяние в спасении, упорное противление откровенной истине и отвержение ее; хула и ропот на Бога и похуление истинной веры, гордость, любостяжание и чревоугодие; ненависть к ближним и зависть; притеснение и насилование бедных и наемников; противление Святой Церкви и церковной власти и, наконец, упорное противление власти родительской и человекоубийство. Некоторые из перечисленных смертных грехов в слове Божием называются грехами, вопиющими на небо, чем означается особенная тяжесть сих грехов, таковы: убийство, грех содомский, притеснение убогих и сирот, противление родителям и непочтение их.

     Всякий грех смертный, как грех, совершаемый с сознанием и по свободной воле против заповеди Божией, изгоняет из сердца христианина Духа Святаго и подвергает его власти сатаны, и если во временной жизни сей не будет очищен искренним покаянием и заглажден средствами, указываемыми Святой Церковью, то влечет за собой вечную погибель для человека-грешника. Иисус Христос так говорит об этом грехе и его тяжести: …всяк грех и хула отпустится человеком: а яже па Духа хула не отпустится человеком…

     Источник: Святитель Иустин Полянский, епископ Уфимский и Мензелинский. Мысли на каждый день года. Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. – М., 2012.