МОЛИТВА О МИРЕ
«Когда встанешь после молитвы и, заглянув в себя, почувствуешь, как и прежде, страх смерти, знай, что молитва твоя не была истинной…»
Эти слова, как и текст пламенной МОЛИТВЫ О МИРЕ принадлежат духовному писателю, святителю Николаю Сербскому (Велимировичу) (1880 – 1956 г.г.), пережившему ужасы фашистского концлагеря, писавшего как в мирные годы, так и находясь в застенках. Обличая корни зла в отходе от Веры, от заповедей Христа, в поклонении тленному обманчивому земному царству, он с болью и с любовью обращается в своих трудах к сербскому народу, ко всем православным христианам. Особую актуальность его проникновенные слова имеют в наше непростое время начала ХХI столетия.
С большой благодарностью он относился к Царской Семье и к русскому народу, спасавших Сербию сто лет назад. Еще будучи студентом Санкт.-Петербургской духовной академии, незадолго до Первой мировой войны, он совершил паломничество по святым местам России и навсегда полюбил ее простой народ.
Давая оценку трем последним ушедшим векам святитель Николай пишет: «Восемнадцатый век охарактеризовался бунтом против церкви и духовенства римского понтифекса. Девятнадцатый век ознаменовал собою мятеж против Бога. Двадцатый век означает союз с диаволом… Самые тяжелые больные: цезарь, понтифекс и философ… не в языческом древнем Риме, а в центре крещенной Европы! Не победители они, а самые что ни на есть побежденные… Победитель – русский мужик и сербский крестьянин, по глаголу Христову: Кто из вас меньше всех, тот будет велик (Лк. 9, 48). Кто был неизвестным, незначительным и малым в девятнадцатом столетии – в век «великого» Бонапарта, и «непогрешимого» Пия, и недоступного Ницше; кто, если не русский мужик, паломник по святым местам […] и не сербский крестьянин, ратник против полумесяца и освободитель Балкан?... Что открыл Бог простым крестьянам? Открыл им мужескую доблесть, небесный свет и Божественную премудрость. Возвестил им все то, что идет наперекор западному императору, и папе, и философу – и что не совместимо с сими последними, как день с ночью. Ах, братья мои, держитесь за вечных победителей, а не за вечно побежденных…» (1).
МОЛИТВА О МИРЕ ВО ВСЕМ МИРЕ СРЕДИ ЛЮДЕЙ И НАРОДОВ святителя Николая Сербского:
«Господи Боже наш, Владыко жизни и смерти, Творче неба и земли, прими наше благодарение за все благие дары, которые преподал Ты нам в сие время. Даровал Ты нам и непрестанно даруешь то, чего никто другой не мог бы дать, [а именно]: здравие, изобилие земных плодов и все прочее, что нужно для нашего существования на земле. Духом же Твоим Святым вдохновляешь Ты и утверждаешь правую веру, освещаешь надежду, возгреваешь любовь, милуешь милостью, просвещаешь и освящаешь души народа Твоего.
Благодарим Тебя за то, что богатством Своей милости превзошел Ты пагубное богатство людских грехов, так что – взирая на наши прегрешения – еще не затворил небеса над нами, и не иссушил облака от дождя, и не запретил земле произращать плоды, и не повелел солнцу не осиявать больше грешников и беззаконников.
Но, о всеблагий Царю и Господи, один Твой неотложный дар недостает нам в сие время – мир, тот святой мир, который даровал Ты Своим великим Апостолам, говоря: Мир вам!... Мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин. 20, 19; 14, 27). О сем мире, об этом небесном даре, который в Твоей руке и только от Тебя может прийти, мы коленопреклоненно Тебе молимся. Знаем, Творче наш, знаем, что не заслужили мы его и недостойны сего дара, однако возлагаем надежду на Твою безмерную милость и покаянно молимся Тебе единому: «Даруй нам его, даруй мир всем верным Твоим по всему свету, да не погибнем до конца».
Господи, возмутилось ныне и вскипело море человеческой жизни, как никогда. Воцарилось смятение вкупе со ужасом в сердцах людей. Вооружился [и восстал] брат на брата, сосед на соседа, народ на народ, царство на царство (Лк. 21, 10). И вот человеческий род стоит в преддверии новой войны, новой резни, нового Каинового греха, нового Иудина предательства, - [той] войны, в которой будут попраны все Твои заповеди, Твое святое имя подвергнется хулениям, Твоя жертва будет осмеяна и Твоя святая любовь к нам, грешным, станет предметом презрения. О всемогущий Вседержителю, простри Свою неодолимую десницу и не допусти сего, не дозволь сего, предотврати сие Своей силою и благостью. Как некогда успокоил Ты Галилейское море и Своим всемогущим словом усмирил ветры (Мк. 4, 39), вселив мир и радость в души Своих учеников, так и ныне утихомирь бурю в душах Своих людей и народов, дабы вместо страха пред войной воссияла в них отрада мира.
Вот все еще багрянеет сие поколение от ужасного пламени недавней войны и от пролитой братской крови; есть еще, увы, и черные пятна от нераскаянных грехов минувшей бойни на совести многих, очень многих, а тем временем уже завершается подготовка к новому пожару и новым черным делам [букв.: к новой черноте. – Пер.]. Все готово для очередной войны в мире, для нового кровопролития, для нового душегубства по всей земле. Еще свежи миллионы могил цвета христианской молодежи в Европе, а между тем надвигается туча, чтобы испепелить и следующее юное поколение людей, [поколение] едва расцветшее после войны. Еще совершаются поминовения вырезанных детей и удушенных стариков и стариц; еще ни матери не сняли траура по сыновьям своим, ни сестры по братьям своим; еще не воссозданы разрушенные храмы; еще не отстроены [до конца] уничтоженные села и города; еще изрытые снарядами поля не выровнены для вспашки плугом; еще не ни перо писателей не притупилось, ни язык инвалидов не устал, описывая адские ужасы мировой войны, - а люди, остервеневшие от братской крови и запятнанные преступлениями, прилагают усилия и отдают и имущество, и хлеб, и слезы сирот, чтобы снова облечь эту планету в пламень ратоборства.
Сохрани, Господи, избранных Своих от нового посрамления пред язычниками. Соблюди Своих крещенных людей и Свои народы от новых насмешек сатаны над Твоими созданиями. Умилосердись, по крайней мере, над Своими святыми Ангелами и не допусти им снова в скорби взирать на безбожные дела христианских народов.
Смилуйся над Своими святыми и праведниками и не попусти, чтобы паки пред Твоим небесным престолом опускали они глаза, стыдясь своих сродников и потомков здесь, на черной [здесь в значении: на этой, на грешной. – Ред.] земле.
Посему ради Своих Ангелов и святых и праведников на небесах – больше, чем ради нас, - помилуй нас, Многомилостивый.
И ради любви Пресвятой Твоей Матери, Богородицы, к Тебе, Господи Иисусе Христе, и к Церкви Твоей на земле, Твоему винограднику и насаждению, удержи наши руки от преступлений и спаси нас от нас самих.
Спаси нашу совесть, спаси наши души, дабы и мы, избавленные Твоей милостью, приумножили в подобающее время святой Твой народ в бессмертном Царствии мира, света и жизни, где из вечности в вечность живешь и царствуешь Ты, Триединый Боже наш, Тебе же да будет слава и похвала, благодарение и поклонение от всех святых Сил на небе от всех родов на земле во век века. Аминь» (2).
Людмила Захарова, историк-архивист
Источники:
- С нами Бог. Творения святителя Николая Сербского (Велимировича). Т.8. Паломник. Москва, 2010. С. 225 – 227
- Наука чудес. Творения святителя Николая Сербского (Велимировича). Т. 9. Паломник. Москва, 2011. С. 384 – 387.