МОЛИТВА О МИРЕ

   «Когда встанешь после молитвы и, заглянув в себя, почувствуешь, как и прежде, страх смерти, знай, что молитва твоя не была истинной…» 

   Эти слова, как и текст  пламенной  МОЛИТВЫ  О  МИРЕ    принадлежат духовному писателю, святителю Николаю Сербскому (Велимировичу) (1880 – 1956 г.г.), пережившему ужасы фашистского концлагеря,  писавшего   как в мирные годы, так и находясь в застенках. Обличая корни зла в отходе от Веры, от заповедей Христа, в поклонении тленному обманчивому земному царству,  он  с болью и с любовью обращается в своих трудах к сербскому народу, ко всем   православным христианам. Особую актуальность его проникновенные слова   имеют в наше непростое время  начала ХХI столетия.

   С большой благодарностью  он относился к Царской Семье и к русскому народу, спасавших Сербию сто лет назад. Еще будучи студентом Санкт.-Петербургской духовной академии, незадолго до Первой мировой войны, он совершил паломничество по святым местам России и навсегда полюбил ее простой народ.

   Давая оценку трем последним ушедшим векам святитель Николай пишет: «Восемнадцатый век охарактеризовался бунтом против церкви и духовенства римского понтифекса. Девятнадцатый век ознаменовал собою мятеж против Бога. Двадцатый век означает союз с диаволом… Самые тяжелые больные: цезарь, понтифекс и философ… не в языческом древнем Риме, а в центре крещенной Европы! Не победители они, а самые что ни на есть побежденные… Победитель – русский мужик и сербский крестьянин, по глаголу Христову: Кто из вас меньше всех, тот будет велик (Лк. 9, 48). Кто был неизвестным, незначительным и малым в девятнадцатом столетии – в век «великого» Бонапарта, и «непогрешимого» Пия, и недоступного Ницше; кто, если не русский мужик, паломник по святым местам […] и не сербский крестьянин, ратник против полумесяца и освободитель Балкан?... Что открыл Бог простым крестьянам? Открыл им мужескую доблесть, небесный свет и Божественную премудрость. Возвестил им все то, что идет наперекор западному императору, и папе, и философу – и что не совместимо с сими последними, как день с ночью. Ах, братья мои, держитесь за вечных победителей, а не за вечно побежденных…» (1). 

МОЛИТВА  О  МИРЕ  ВО  ВСЕМ  МИРЕ   СРЕДИ  ЛЮДЕЙ  И  НАРОДОВ святителя Николая Сербского:

   «Господи Боже наш, Владыко жизни и смерти, Творче неба и земли, прими наше благодарение за все благие дары, которые преподал Ты нам в сие время. Даровал Ты нам и непрестанно даруешь то, чего никто другой не мог бы дать, [а именно]: здравие, изобилие земных плодов и все прочее, что нужно для нашего существования на земле. Духом же Твоим Святым вдохновляешь Ты и утверждаешь правую веру, освещаешь надежду, возгреваешь любовь, милуешь милостью, просвещаешь и освящаешь души народа Твоего.

   Благодарим Тебя за то, что богатством  Своей милости превзошел Ты пагубное богатство людских грехов, так что – взирая на наши прегрешения – еще не затворил небеса над нами, и не иссушил облака от дождя, и не запретил земле произращать плоды, и не повелел солнцу не осиявать больше грешников и беззаконников.

   Но, о всеблагий Царю и Господи, один  Твой неотложный дар недостает нам в сие время – мир, тот святой мир, который даровал Ты Своим великим Апостолам, говоря: Мир вам!... Мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин. 20, 19; 14, 27). О сем мире, об этом небесном даре, который в  Твоей руке и только от Тебя может прийти, мы коленопреклоненно Тебе молимся. Знаем, Творче наш, знаем, что не заслужили мы его и недостойны сего дара, однако возлагаем надежду на Твою безмерную милость и покаянно молимся Тебе единому: «Даруй нам его, даруй мир всем верным  Твоим по всему свету, да не погибнем до конца».

   Господи, возмутилось ныне и вскипело море человеческой жизни, как никогда. Воцарилось смятение вкупе со ужасом в сердцах людей. Вооружился [и восстал] брат на брата, сосед на соседа, народ на народ, царство на царство (Лк. 21, 10). И вот человеческий род стоит в преддверии новой войны, новой резни, нового Каинового греха, нового Иудина предательства, - [той] войны, в которой будут попраны все Твои заповеди, Твое святое имя подвергнется хулениям, Твоя жертва будет осмеяна и Твоя святая любовь к нам, грешным, станет предметом презрения. О всемогущий Вседержителю, простри Свою неодолимую десницу и не допусти сего, не дозволь сего, предотврати сие Своей силою и благостью. Как некогда успокоил Ты Галилейское море и Своим всемогущим словом усмирил ветры (Мк. 4, 39), вселив мир и радость в души Своих учеников, так и ныне утихомирь бурю в душах Своих людей и  народов, дабы вместо страха пред войной воссияла в них отрада мира.

   Вот все еще багрянеет сие поколение от ужасного пламени недавней войны и от пролитой братской крови; есть еще, увы, и черные пятна от нераскаянных грехов минувшей бойни на совести многих, очень многих, а тем временем уже завершается подготовка к новому пожару и новым черным делам [букв.: к новой черноте.  – Пер.]. Все готово для очередной войны в мире, для нового кровопролития, для нового душегубства по всей земле. Еще свежи миллионы могил цвета христианской молодежи в Европе, а между тем надвигается туча, чтобы испепелить и следующее юное поколение людей, [поколение] едва расцветшее после войны. Еще совершаются поминовения вырезанных детей и удушенных стариков и стариц; еще ни матери не сняли траура по сыновьям своим, ни сестры по братьям своим; еще не воссозданы разрушенные храмы; еще не отстроены [до конца] уничтоженные села и города; еще изрытые снарядами поля не выровнены для вспашки плугом; еще не ни перо писателей не притупилось, ни язык инвалидов не устал, описывая адские ужасы мировой войны, - а люди, остервеневшие от братской крови и запятнанные преступлениями, прилагают усилия и отдают и имущество, и хлеб, и слезы сирот, чтобы снова облечь эту планету в пламень ратоборства.

   Сохрани, Господи, избранных Своих от нового посрамления  пред язычниками. Соблюди Своих крещенных людей и Свои народы от новых насмешек сатаны над Твоими созданиями. Умилосердись, по крайней мере, над Своими святыми Ангелами и не допусти им снова в скорби взирать на безбожные дела христианских народов.

   Смилуйся над  Своими святыми и праведниками и не попусти, чтобы паки пред Твоим небесным престолом опускали они глаза, стыдясь своих сродников и потомков здесь, на черной [здесь в значении: на этой, на грешной. – Ред.] земле.

   Посему ради  Своих Ангелов и святых и праведников на небесах – больше, чем ради нас, - помилуй нас, Многомилостивый.

   И ради любви Пресвятой Твоей Матери, Богородицы, к Тебе, Господи Иисусе Христе, и к Церкви Твоей на земле, Твоему винограднику и насаждению, удержи наши руки от преступлений и спаси нас от нас самих.

   Спаси нашу совесть, спаси наши души, дабы и мы, избавленные Твоей милостью, приумножили в подобающее время святой Твой народ в бессмертном Царствии мира, света и жизни, где из вечности  в вечность живешь и царствуешь Ты, Триединый Боже наш, Тебе же да будет слава и похвала, благодарение и поклонение от всех святых Сил на небе  от всех родов на земле во век века. Аминь» (2).          

   Людмила Захарова, историк-архивист


Источники:

  1. С нами Бог. Творения святителя Николая Сербского (Велимировича). Т.8. Паломник. Москва, 2010.  С. 225 – 227
  2. Наука чудес. Творения святителя Николая Сербского (Велимировича). Т. 9. Паломник. Москва, 2011. С. 384 – 387.