Иван Бунин и Православие

Геннадий Марков  

     Иван Алексеевич Бунин родился 10 (22) октября 1870 года в Воронеже, в старинной дворянской семье, но в дальнейшем семья Буниных переехала в имение Озерки, находившееся в Орловской губернии (ныне – в Липецкой области). Бунин с детства занимался самообразованием, много читал. В восемь лет он написал первое стихотворение, а первая бунинская публикация в печати появилась в 1887 году. В начале 1890-ых гг. вышел первый сборник бунинских стихотворений. Бунина-прозаика интересовали проблемы угасания дворянских усадеб, безпросветности деревенской жизни, отказа от нравственных ценностей, трагичности человеческого существования...

     Иван Алексеевич не принял Октябрьскую революцию и вынес свой приговор власти большевиков в дневниковой книге «Окаянные дни». В феврале 1920 года он эмигрировал во Францию. В эмиграции Бунина постоянно мучила душевная боль по поводу утраты великой России. Он писал: «Была Россия, был великий, ломившийся от всякого скарба дом, населенный могучим семейством, созданный благословенными трудами многих и многих поколений, освященный богопочитанием, памятью о прошлом и всем тем, что называется культом и культурой. Что же с ним сделали?»  В эмиграции Иван Алексеевич ностальгировал: «Ночью вдруг думаю: исповедоваться бы у какого-нибудь простого монаха где-нибудь в глухом монастыре, под Вологдой!»

     Многие духовные впечатления у Бунина – с детства. Например, об этом свидетельствует фрагмент одного из ранних бунинских стихотворений:

Любил я в детстве сумрак в храме,

Любил вечернею порой

Его, сияющий огнями,

Перед молящейся толпой,

Любил я Всенощное бденье,

Когда в напевах и словах

Звучит покорное смиренье

И покаяние в грехах...

     В апреле-мае 1907 года Бунин с супругой посетил Палестину, Сирию и Египет. Для писателя это путешествие стало прикосновением и к восточным культурам, и к библейскому пространству. Бунинские путевые впечатления были отображены в цикле «Тень птицы» (1907-1911 гг.) и дневниках «Воды многие» (1910-1911). Изданы они были уже в эмиграции, в конце 1920-ых – начале 1930-ых гг.

     Бунин великолепно знал православную литературу. Об этом свидетельствует, например, исследователь Владислав Викторич, который в процессе рассмотрения бунинского рассказа «Аглая» пришел к такому выводу: «Удивительно, что Бунин, тончайший и взыскательнейший стилист, счел возможным заимствовать буквальные выражения из «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря». Подобным же образом в своих стихах – переложениях Апокалипсиса – он лишь незначительно менял порядок слов и ритмику оригинала. Так великий писатель свидетельствовал не только о духовной, но и об огромной эстетической ценности церковной литературы».

     В своем творчестве Бунин неоднократно обращался к образам святых («Кончина подвижника», «Смерть пророка», «Иоанн Рыдалец», «Матфей Прозорливый», «Святой Евстафий», «Святые»..), создал достаточно много стихотворений на библейские сюжеты.

     В автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева» (1930) Иван Алексеевич Бунин ностальгически  воссоздал картины прошлого России, собственные юношеские впечатления. В том числе – и о богослужениях в православном храме: «Приидите поклонимся, приидите поклонимся... Благослови, душе моя, Господа...»,- слышу я, меж тем, как священник, предшествуемый дьяконом со светильником, тихо ходит по всей церкви и безмолвно наполняет ее клубами кадильного благоухания, поклоняясь иконам, и у меня застилает глаза слезами, ибо я уже твердо знаю теперь, что прекрасней и выше этого нет и не может быть ничего на земле...» Бунин вложил в уста главного героя текста собственные воспоминания об ощущении веры: «Когда и как приобрел я веру в Бога, понятие о Нем, ощущение Его? Думаю, что вместе с понятием о смерти. Смерть, увы, была как-то соединена с Ним (и с лампадкой, и с черными иконами, в серебряных и вызолоченных ризах в спальне матери).  Соединено с Ним было и безсмертие. Бог в небе, в непостижимой высоте и силе, в том непонятном, синем, что вверху, над нами, безгранично далеко от земли: это вошло в меня с самых первых дней моих, равно как и то, что, невзирая на смерть, у каждого у нас есть душа и что душа эта безсмертна».

     И.А. Бунин умер в Париже, в два часа ночи, с 7 на 8 ноября 1953 года, во сне. Писатель был похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Незадолго до смерти он написал: «Слишком поздно родился я. Родись я раньше, не таковы были бы мои писательские воспоминания. Не пришлось бы мне пережить 1905 год, потом первую мировую войну, вслед за ней 17-ый год и его продолжение, Ленина, Сталина, Гитлера... Как не позавидовать нашему праотцу Ною! Всего один потоп выпал на долю ему!» Но жила в бунинской душе и надежда, потому что «венец каждой человеческой жизни есть память о ней, - высшее, что обещают человеку над его гробом, это память вечную. И нет той души, которая не томилась бы в тайне мечтою об этом венце».

     Когда-то, в издательстве Сретенского монастыря, в серии «Библиотека духовной прозы» вышел бунинский сборник «Роза Иерихона», приуроченный к 130-летию со дня рождения писателя. Название сборнику дало бунинское стихотворение в прозе «Роза Иерихона», которому писатель всегда придавал особое значение: «Странно, что назвали розой да еще Розой Иерихона этот клубок  сухих, колючих стеблей, подобный нашему перекати-поле, эту пустынную жесткую поросль, встречающуюся только в каменистых песках  ниже Мертвого моря, в безлюдных синайских предгориях. Но есть предание, что назвал ее так сам преподобный Савва, избравший для своей обители страшную долину Огненную, нагую мертвую теснину в пустыне Иудейской. Символ воскресения, данный ему в виде дикого волчца, он украсил наиболее сладчайшим из ведомых ему земных сравнений. Ибо он, этот волчец, воистину чудесен. Сорванный и унесенный странником за тысячи верст от своей родины, он годы может лежать сухим, серым, мертвым. Но, будучи положен в воду, тотчас начинает распускаться, давать мелкие листочки и розовый цвет. И бедное человеческое сердце радуется, утешается: нет в мире смерти, нет гибели тому, что было, чем жил когда-то! Нет разлук и потерь, доколе жива моя душа, моя Любовь, Память!»


     Источник: https://proza.ru