Говорим по-русски?

Александр Николаевич Крутов, главный редактор журнала «Русский Дом»

   Недавно прочитал интересный вывод психологов: до 70% разводов происходит из-за неумения супругов слушать и понимать друг друга. Сначала, откровенно говоря, засомневался, но когда услышал результаты ЕГЭ по русскому языку, сомнения исчезли.

   Чтобы слушать и понимать, надо знать язык, на котором говоришь. А о каких знаниях родного языка можно говорить, если Рособрнадзор, в обход своих же правил, задним числом, когда закончились почти все экзамены, на треть (!) уменьшил минимальный балл по русскому для получения аттестата. Теперь для тройки достаточно набрать 24 балла против 36, как было определено раньше.А иначе слишком пугающее число выпускников, так и не научившихся за 11 лет связно излагать свои мысли, не получит аттестат. Психологи и психотерапевты отмечают резкое снижение среднего уровня психического развития школьников, снижение способности связывать звуковой и зрительный образы, слово со смыслом. 75% демонстрируют ужасающее незнание стилистики и орфографии,  убогость словарного запаса,  неспособность изложить свои мысли. Косноязычие становится национальной болезнью. Невероятно низка культура речи в быту и в общественных местах, в парламенте, в газетах и теле- и  радиопередачах...

   Русский поэт Пётр Андреевич Вяземский верно подметил: «Язык есть исповедь народа. Его душа и быт родной». Послушаем современную русскую речь на улице, в метро, автобусе, магазине, в повседневном общении, по радио, посмотрим телевизор. Ну, как вам наша «душа и быт родной»? Нравится?

   Язык – среда обитания народа и каждого человека. Мы очень часто забываем: образование означает приближение к образу Божиему. Какие люди образуются в сегодняшней школе, такую страну мы и получим завтра. То, что в этом образовании русский язык фундамент, у меня не вызывает сомнений. Необразованный значит не приближённый к образу Божиему.

   «Многие науки обогащают сознание дитяти, давая ему новые и новые факты, – писал К.Д. Ушинский, основоположник русской национальной педагогической системы.  – Грамматика начинает развивать самосознание человека!.. Она является началом самонаблюдения человека над своей душевной жизнью».

   Сама по себе безграмотность не страшна, можно не знать правил правописания, но быть хорошим программистом, но она – симптом, говорящий о многом. И прежде всего – об оскудении интеллекта.

   А этому оскудению поспособствовали и политика государства, и смена духовных ценностей, и жизнь многих за чертой бедности с утратой веры в собственные силы.

   На протяжении многих столетий  слова изменялись, вытеснялись, исчезали и заимствовались. Лингвисты называют этот процесс развитием. Но сегодня «развитие» русского языка иначе не назовёшь, как целенаправленным и хладнокровным  его  уничтожением. Базовые слова исчезают как архаичные, т. е. устаревшие. Часто ли вы слышите такие слова, как  «целомудрие», «совестливый» и т. д.?

   Заимствования из чужих языков не делают наш беднее. Но всему есть мера. Вытеснение русских эквивалентов превышает все допустимые нормы: менеджер – управляющий; стилист  – парикмахер; бизнес-ланч – деловой завтрак; юзер – пользовать; фрэш – свежевыжатый сок; саммит – встреча на высшем уровне или переговоры.  А вывески поражают своей дремучестью и безвкусицей: «КофеХауз» (кофейня), «ЕвроШуз» («Европейская обувь»)...

   Вместе с экспансией чужих мыслей и культуры происходит внедрение чужих слов и идиом. Вот написал и подумал, а ведь, наверное, большинство и не знает, что такое идиома (присущий только данному языку и не переводимый на другие языки устойчивый оборот речи, например, «бить баклуши»). Насколько их знание обогащает речь! Делает её ёмкой, красочной, сочной.

   Язык – «существо» живое, отражающее взгляды, ценности, привычки, мысли и слова тех людей, кто живёт здесь и сейчас. Так, со времён перестройки в язык попали и стали активно применяться в обычной речи слова уголовного жаргона… Но мы пошли ещё дальше. Сегодня наши интеллектуалы с пеной у рта уже отстаивают употребление мата в художественных произведениях, кино, театре. Таким образом они «обогащают» русский язык.

   Повсеместно можно слышать, что наши дети вообще мало читают, особенно классику. А что делает школа, чтобы научить читать, глубоко проникая в смысл прочитанного, научить восхищаться и дышать классическим русским словом Тургенева, Пушкина, Чехова, Толстого?

   В императорской России существовал совершенно другой языковой климат. Русский крестьянин с колыбели знакомился с бабушкиными сказками, колыбельными песнями, что над ним «певала матушка». Регулярно посещая храм, русский ребёнок само собой выучивал наизусть церковные песнопения и молитвы одновременно с формированием навыков говорения. На протяжении столетий русские дети учились читать по Псалтыри и Часослову, самостоятельно осознавая и усваивая звуко-буквенные отношения.

   Выпускник русской гимназии, затратив 55% учебного времени за весь 12-летний курс на языковое образование, усваивал несколько языков и был начитан в текстах на разных языках в подлиннике: родной язык и классическая русская литература, церковнославянский язык и древнейшие тексты славянской письменности, древнегреческий и латинский языки и тексты античной литературы, поэзии, драматургии, образцы античного ораторского искусства, владел французским и немецким языками, на которых знакомился с современной европейской литературой и наукой.

   В августе 1914 года началась Первая мировая война. В России её назвали Отечественной. И в августе же увидел свет научно-методический журнал «Родной язык в школе». Потом он стал называться «Русский язык в школе». Война,  а в России выходит журнал, который помогал в изучении русского языка. В стране было ясное понимание, что язык – это оружие, которое воспитывает высоконравственного гражданина и патриота. Не зная своих корней, трудно понять настоящее и правильно планировать будущее. А не зная своего родного языка, ты никогда не сможешь познать свои корни, своё прошлое.

   К.Д. Ушинский отмечал: «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Когда исчезает народный язык – народа нет более!.. Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ».

   Сегодня каждого образованного человека, считающего себя русским по духу, должно волновать то, что происходит с русским языком. Русский язык – самый богатый язык в мире, содержащий пять миллионов слов. К примеру, в английском языке 180 000–200 000 слов, тогда как в русском языке 200 000 только базовых слов. А сколько слов  мы употребляем в своей речи?


   Источник: http://www.russdom.ru/frontpage